Содержание программы: № п/п Раздел Программы Страница Паспорт Программы 3-4 1. 1.1 Целевой раздел программы Пояснительная записка 5 5 1.2 9 1.3 Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста Планируемые результаты освоения программы 10 2 Содержательный раздел программы 11 2.1 Описание образовательной деятельности по программе 11 2.2 13 2.3 Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы Мониторинг реализации программы 3 Список используемой литературы 28 4. Приложение 30 2 19 Паспорт Программы 1. Наименование Программы 2. Основание для разработки Программы 3. 4. 5. 6. Заказчик Программы Исполнители Программы Разработчики Программы Целевые группы 7. Срок реализации программы 8. Цель Программы 9. Задачи Программы 10. Ожидаемые результаты Программа дополнительного образования по обучению детей игре в шахматы «Шахматы» Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; СанПиН 2.4.1.3049-21 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»; Приказ Министерства образования Российской Федерации от 18 мая 2004 года №2211 «О развитии шахматного образования в системе образования Российской Федерации» Устав МАДОУ г. Березники МАДОУ «Детский сад 49» Программа развития МАДОУ № 49 Родители ДОУ Воспитатель Топал Н.Н. Воспитатель Топал Н.Н. Программа рассчитана на организацию образовательной работы с детьми 5-7 лет 2 года Знакомство детей с игрой «шахматы»; формирование первичных умений игры в шахматы Вызвать интерес воспитанников к игре в шахматы. Познакомить с шахматными фигурами, их названиями и игровыми возможностями. Познакомить с шахматным полем, основными понятиями (белые, черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр) Познакомить с начальной расстановкой фигур на шахматном поле. Дать представления и формировать игровые умения приемов игры в шахматы (правила ходов и взятие фигур) Учить детей играть шахматными фигурами не нарушая правил. Формировать умения строить внутренний план действий для достижения цели шахматной партии (шах, мат, ничья) У дошкольников сформирован устойчивый интерес к игре в шахматы. Дети знают шахматные фигуры, их названия и игровые возможности. 3 Дети знакомы с шахматным полем и основными понятиями. Дети знакомы с начальной расстановкой фигур на шахматном поле. У детей сформированы игровые умения приемов игры в шахматы. Дети умеют играть в шахматы не нарушая правил. Дети умеют строить внутренний план действий для достижения цели шахматной партии. 4 I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ 1.1. Пояснительная записка Шахматы – это по форме игра, по содержанию – искусство, а по трудности овладения – наука. Шахматы могут доставить столько же радости, сколько хорошая книга или музыка. (Т. Петросян) Современное общество живет в мире постоянного умножения потока информации, которая каждые несколько лет практически удваивается. Несмотря на то, что шахматы – одна из древнейших игр, но в тоже время и самая современная игра, привлекающая все большее число поклонников во всем мире. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацеливает нас на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных видах деятельности. Игра для дошкольника ведущий вид деятельности, в котором ребенок учится, развивается и растет. Игра в шахматы – очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме. Для ребёнка это не только игра, доставляющая много радости, но и эффективное средство самовоспитания. Обучение детей шахматам помогает развитию у них способности ориентироваться на плоскости, развитию мышления, учит ребёнка сравнивать, обобщать, запоминать, содействует формированию таких ценных качеств, как внимательность, усидчивость, собранность, самостоятельность Игра дает ребенку-дошкольнику радость творчества и обогащает его духовный мир, воспитывает находчивость, сообразительность, умение рассчитывать время, приучает ребенка к дисциплинированности, объективности. Игра в шахматы способствует формированию основных компетенций у дошкольников и позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления. Исследования, проведенные современными российскими психологами Л.Венгером, В.Давыдовым, В.Мухиной и др., свидетельствуют о том, что возможности маленького человека велики и путем специально организованного обучения можно сформировать у дошкольников такие знания и умения, которые ранее считались доступными лишь детям значительно более старших возрастов. Если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то теперь положение коренным образом изменилось. Сегодня становится все больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются очень рано. Игорь Георгиевич Сухин предлагает начинать обучение игре в шахматы как можно раньше, но, безусловно, на уровне, доступном для ребенка. 5 Актуальность создания подобной программы обусловлена тем, что в дошкольном учреждении на первый план выдвигается развивающая функция обучения, и, следовательно, необходимо совершенствовать методы, приемы и средства познавательного развития детей, использовать те, которые в значительной степени способствуют становлению личности дошкольников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей. Шахматы – игра, помогающая подготовить дошкольника к скорому и успешному постижения общеобразовательных школьных дисциплин, в первую очередь математики. Занятия шахматами укрепляют память, учат мыслить логически, сравнивать и предвидеть результат, планировать свою деятельность, развивают воображение и аналитические способности, помогают вырабатывать организованность, целеустремленность, объективность. Увлекшись игрой, маленький непоседа становиться усидчивее, озорник – выдержанней, зазнайка – самокритичнее. Шахматы учат быть предельно внимательным, собранным. К тому же, шахматы – замечательный повод для общения людей, способствующий взаимопониманию, укреплению дружеских и добропорядочных отношений. Не случайно девизом всемирной шахматной федерации являются слова «Все мы одна семья». Обучение дошколят в игре в шахматы помогает выявить шахматные дарования. В дошкольном возрасте шахматы играют важную роль в развитии ребенка. Они выполняют сразу несколько функций. 1. Познавательную. Играя в шахматы, ребенок учится мыслить, логически рассуждать, сравнивать, просчитывать свои действия, а также предвидеть реакцию соперника. Кроме того, игра способствует развитию фантазии и творческих способностей. 2. Воспитательную. Придя в школу, многие дети не могут усидеть на одном месте и сосредоточиться на уроках. Шахматы же вырабатывают выдержку, собранность, внимательность. Дети учатся самостоятельно принимать решения и спокойнее относиться к неудачам. Шахматы учат дошкольников логически мыслить, запоминать, сравнивать, предвидеть результат, планировать свою деятельность, дисциплинируют мышление, воспитывают сосредоточенность, развивают память. Таким образом, шахматная игра дарит ребенку радость творчества и обогащает его духовный мир. Переходя от взрослых к детям, удивительная игра может стать средством воспитания и обучения, причем ненавязчивого, интересного, увлекательного. Цели программы: Знакомство детей с игрой «шахматы»; формирование первичных умений игры в шахматы Задачи программы Вызвать интерес воспитанников к игре в шахматы. Познакомить с шахматными фигурами, их названиями и игровыми возможностями. 6 Познакомить с шахматным полем, основными понятиями (белые, черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр) Познакомить с начальной расстановкой фигур на шахматном поле. Дать представления и формировать игровые умения приемов игры в шахматы (правила ходов и взятие фигур) Учить детей играть шахматными фигурами не нарушая правил. Формировать умения строить внутренний план действий для достижения цели шахматной партии (шах, мат, ничья) Обучение игре в шахматы осуществляется на основе общих методических принципов: Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом. Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны; Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала. Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов: принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов образовательного процесса принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом; принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира; принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора; принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности; Использование данных принципов позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них. Процесс обучения игре в шахматы необходимо сделать максимально наглядным, доступным, эмоционально-насыщенным, интересным и желанным. Использование различных технологий позволит увлечь ребенка: Развивающее обучение – при развивающем обучении ребёнок самостоятельно приобретает какую – либо информацию, самостоятельно приходит к решению проблемы в результате анализа своих действий. 7 Игровое обучение – влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов – от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребёнок подчиняет этой задаче все свои сиюминутые действия. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Эвристическое обучение позволяет подвести детей с помощью умелой постановки вопросов воспитателя и благодаря собственным усилиям к самостоятельному мышлению и приобретению новых знаний. На начальном этапе работы преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяется: 1. При знакомстве с шахматными фигурами. 2. При изучении шахматной доски. 3. При обучении правилам игры; 4. При реализации материального перевеса. Словесный метод даёт возможность передать детям информацию, поставить перед ними учебную задачу, указать пути его решения. Игровой метод предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приёмами. При использовании игрового метода за воспитателем сохраняется ведущая роль: он определяет характер и последовательность игровых и практических действий. Наглядный - один из основных, ведущих методов дошкольного образования. Ведущая роль этого метода связана с формированием основного содержания знаний дошкольников – представления о предметах и явлениях окружающего мира. Наглядный метод соответствует основным формам мышления дошкольника. Наглядность обеспечивает прочное запоминание. Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, ребёнок овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции мотив - идея - расчёт - ход. Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре. Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач. Основные формы и средства обучения: 1. 2. 3. 4. 5. Дидактические игры и задания; Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов; Практическая игра; Теоретические занятия, шахматные игры; Шахматные турниры. 8 1.2. Возрастные особенностей детей старшего дошкольного возраста. Возрастные особенности детей 5 - 7 года жизни Особенности старшего дошкольного возраста характеризуется тем, что возраст детей от 5 до 7 лет является периодом интенсивного формирования личности во всех сферах: повышения интеллекта, выработка нравственных черт, проявление характера, силы воли, умение управлять эмоциями, физической подготовленности. Именно в это время проявляются совершенно новые, индивидуальные качества, растут потребности детей в получении все новых знаний, навыков и умений. Сама природа, как будто подсказывает, что пора переходить к активному образовательному процессу, который бы со всех сторон охватывал совершенствование личности, вырабатывал возрастные особенности и различные индивидуальные черты характера у ребенка старшего дошкольного возраста. Особенности самой деятельности детей дошкольного возраста, равно как и стремление к всестороннему совершенствованию, характеризуются ярким проявлением все новых потребностей. Дети группы старших дошкольных лет стремятся расширить знания о тех предметах или явлениях, которые они лично не наблюдали. Вот на этом этапе их начинает волновать взаимосвязь, которая существует во взаимоотношениях между тем, что они наблюдают. То, насколько глубоко они проникают в изучение данной взаимосвязи, и является определяющей, насколько активно и целенаправленно происходит гармоничное формирование личности. Следующий фактор, который является наиболее важным этапом перехода ребенка группу старшего дошкольного возраста, — осознание собственного старшинства над другими малышами в группе и саду в целом. Проявление ощущения «взрослости» способствует формированию более взвешенного подхода к восприятию окружающей действительности. А это во многом помогает решению различных задач при качественно новом походе и независимо от достижения определенного возраста. Также совершенствуется и уровень практической деятельности, повышается качество общения. Задача воспитателей – активно поддерживать детей в 5-7 лет на данном этапе, помочь понять это новое состояние и правильно направить его в нужное русло. Такие характерные черты у ребят, достигших дошкольного возраста, какими являются их попытки самоутвердиться, а также получить признание со стороны взрослых людей, и должны быть положены в основу для построения грамотного, обоснованного процесса воспитания. Возможности по развитию самостоятельности ребенка, проявлению творческих проявлений, разумной инициативы, на этом этапе действительно безграничны. Создание таких ситуаций, при которых для детей 5-7 лет потребуется активное применение имеющихся уже умений и знаний, позволяет им успешно развиваться. Постепенно растет уровень сложности задач, что приводить к выработке определенных черт характера: воспитание силы воли; стремление во что бы то ни стало преодолеть те или иные трудности; доведение любого начатого дела до конца; выработка навыков в поиске все новых, наиболее оптимальных решений, в том числе и творческих. Ответственным этапом является выработка самостоятельного решения задач различной степени сложности, а также способность находить несколько вариантов и выбирать один из них наиболее оптимальных на взгляд малыша. Положительное влияние оказывает своевременно отмеченные достижения детей, что повышает их мотивацию к дальнейшему развитию, вырабатывает чувство гордости. Поэтапно эти действия должны выглядеть следующим образом: правильный выбор цели (либо принятие ее от воспитателя); анализ, обдумывание путей и способов реализации; полное осуществление задуманного; способность оценить достигнутый результат. Важные особенности в деятельности дошкольников на исследуемом этапе в 5-7 лет – это целенаправленное развитие их через творчество. Для того чтобы пробудить у них стремление к росту творчества, следует умело, ненавязчиво создавать различные ситуации. Они могут прояв9 ляться в следующих направлениях: всевозможные игры; театральные, кукольные и другие представления, мини — спектакли и пр.; художественно-изобразительное творчество и все, что с этим связано; разнообразный ручной труд детей; чтение стихов, разучивание песен и прочие виды словесного творчества. Все перечисленное выше является обязательным фактором в воспитании, а периодизация включения тех или иных видов деятельности должна регулярно охватывать каждый пункт. Увлекательная и веселая творческая игра малышей под руководством воспитателя способствует наилучшему восприятию информации, вырабатывает столь важные индивидуальные черты и качества характера. Характерные возрастные особенности этого дошкольного периода, от пяти до семи лет, – повышенный интерес к предстоящему обучению в школе. Заманчивые перспективы создают в группе, где развиваются малыши, особый настрой и желание испытать новые ощущения как можно скорее. Лучшим методом работы в этом случае является умелое поддержание такого интереса. Процесс должен проходить как можно естественнее, путем непринужденного общения. Хорошим методом воспитания интереса к обучению также является: посещение школы в составе группы; приглашение в детский сад на беседу учителя; различные ролевые игры на школьную тематику; совместные занятия, игры, общение со школьниками. Процесс самопознания у детей 5-летнего возраста – важный критерий его развития. Способность правильно оценить отношение к себе и к другим, составить первое положительное представление о свое облике в будущем – это обязательная периодизация его развития. Только так дошкольник рассматриваемого нами возраста может сформировать возможность критически оценить себя, выявить имеющиеся недостатки и с помощью воспитателя и родителей, старших ребят, преодолеть их. Становление собственного «Я» – это важный и ответственный момент развития детей исследуемых лет. Именно он является неизменным фактором положительного влияния на успешность всей деятельности малышей данного возраста, выработку способности находить друзей, уметь правильно оценивать те или иные их качества. Дошкольник через познание внешнего мира познает более глубоко, на новом качественном уровне и собственную личность. Познавая себя, ребенок делает еще один важный шаг и в познании внешнего мира, пусть даже несколько ограниченного его детским восприятием. Так и происходит периодизация процессов, обеспечивающих поэтапное совершенствование маленькой личности. Важный и своевременно приобретенный опыт познания себя, способствует более гармоничному формированию у детей важных умений и способностей легко преодолевать различные конфликтные ситуации, избегать негатива в возможных конфликтах со сверстниками. Осознание ребенком своих способностей, отличительных черт характера и уровня развития, помогает ему более полно принимать действительность, понимать те или иные приоритеты окружающих. Что, является существенной поддержкой и, как следствие, помогает ребенку гармонично и всесторонне развиваться. Таким образом, можно сделать вывод, что на данном этапе возрастные особенности развития малышей, достигших 5 лет, является решение вопросов по следующим направлениям: всесторонняя забота о здоровье, общеукрепляющие мероприятия, тренировка способностей активно двигаться и выносить определенные физические нагрузки, выработка соответствующих правил гигиены; дальнейшая работа по формированию культуры общения, взаимоотношений, положительного восприятия всех, окружающих дошкольника людей; совершенствование различных эстетических качеств, выработка верных ориентиров в эмоциональном плане, изучение культуры, искусства, мастерства художественного исполнения; стремление к дальнейшему познанию мира, повышение интеллектуального уровня развития; подготовка к предстоящему переходу в первый класс начальной школы. 10 1.3. Планируемые результаты освоения основной Программы (первый год) Дошкольники проявляют интерес к игре в шахматы. Знакомы с шахматной доской. Дети правильно расставляют шахматные фигуры и с удовольствием играют в них. Дети знают названия шахматных фигур и умеют отличать их друг от друга. Дети умеют ориентироваться на шахматном поле. Владеют умением играть «по частям» (фрагменты игры) 1.4. Планируемые результаты освоения основной Программы (второй год) У дошкольников сформирован устойчивый интерес к игре в шахматы. Дети знают шахматные фигуры, их названия и игровые возможности. Дети знакомы с шахматным полем и основными понятиями. Дети знакомы с начальной расстановкой фигур на шахматном поле. У детей сформированы игровые умения приемов игры в шахматы. Дети умеют играть в шахматы не нарушая правил. Дети умеют строить внутренний план действий для достижения цели шахматной партии. II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ 2.1. Описание образовательной деятельности по программе. Обучение игре в шахматы – не самоцель, использование шахмат как средства обучения позволит наиболее полно использовать потенциал, заложенный в мудрой игре. Программа реализуется с детьми 5 -7 лет и рассчитана на 2 года обучения. В кружке занимаются дети, желающие научиться играть в шахматы. Научной основой нашей программы стала теория д.пс.н. Петра Яковлевича Гальперина поэтапном формировании умственных действий, а также исследования д.пс.н Якова Александровича Пономарёва о психологии творчества и стадиях развития внутреннего плана действий. Достоверность данной теории проверена временем. И.Г. Сухин в книге «Шахматы для самых маленьких» предлагает к игре деревянных королей приобщать малышей с младшего возраста. Цель ее – не столько дать методику обучения будущих чемпионов, сколько привить малышам интерес к мудрой игре, ненавязчиво помочь им самим разобраться в силе фигур и, главное, содействовать формированию качеств, необходимых для успешной учебы. Внимание малыша необходимо тренировать, не переутомляя его одним и тем же занятием, а разнообразя его деятельность, вводя в нее новые игровые моменты. В среднем возрасте можно построить процесс начального обучения шахматной игре. Весь вопрос лишь в том, чтобы сделать его максимально наглядным, доступным, предметным, эмоционально насыщенным, интересным и желанным. 11 В этой программе изложен новый, нестандартный подход к процессу обучения азам древней игры, предложенный И.Г.Сухиным, позволяющий приобщить к ней детей, ориентируясь на уровень психофизического развития ребенка. Двух занятий по 25–30 минут в неделю, как правило, достаточно, чтобы интерес к шахматам не ослабевал. Разработанный сравнительно простой курс начального обучения шахматным азам И.Г. Сухиным, доступен детям с шестилетнего возраста. Предлагаемый курс создан с учетом мирового опыта преподавания шахмат и опирается на ряд нетрадиционных авторских наработок. В их числе: акцент не на спортивное совершенствование, а на планомерное и последовательное формирование умственных действий; планирование учебного процесса таким образом, чтобы не было проигравших детей; широкое использование игры на фрагментах шахматной доски; применение нестандартных дидактических заданий и игр; инсценировка оригинальных дидактических сказок; детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры; преимущественное использование в учебном процессе игровых положений с ограниченным количеством фигур; выявление стержневой игры первого этапа обучения "Игры на уничтожение": фигура против фигуры; неспешный подвод к краеугольному шахматному термину "мат". Разработанные дидактические задания и игры имеют несколько уровней сложности, максимально простые и учитывают знания и умения, свойственные для детей старшего дошкольного возраста. Учебный план Группа Количество занятий в месяц 4 4 в неделю 5-6 лет (1 год обучения) 6-7 лет (2 год обучения) 1 1 12 в год 32 32 2.2. Перспективный план программы (1 год обучения) Месяц неделя сентябрь Тема 1 «Волшебство продолжается» Тема 2 «Удивительные клетки» Тема 3 «Шахматная доска» Закрепить понятия «Шахматная игра», способствовать развитию интереса к игре в шахматы. Тема 4 «Шахматное поле» Тема 5 «Шахматные клетки» Тема 6 «Волшебная доска» Тема 7 «Шахматные фигуры» Продолжать знакомить детей с шахматной доской. Упражнять в умении правильно располагать доску между партнерами. Тема 8 «В стране шахматных чудес» Тема 9 «Мудрец» Закреплять представления о понятиях: пешка, фигура; развитие слухового и зрительного восприятия, мыслительных операций анализа и синтеза Тема 10 «Шахматные фигуры» Тема 11 Ладья Продолжать знакомить детей с шахматными фигурами, белыми и черными, учить сравнивать между собой, упражнять в нахождении той или иной фигуры в ряду остальных. Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой – ладья. Учить сравнивать с другими фигурами, упражнять в нахождении ее в ряду остальных. Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой – слон. Учить сравнивать с другими фигурами, упражнять в нахождении ее в ряду остальных. Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой – конь. Учить сравнивать с другими фигурами, упражнять в нахождении ее в ряду остальных. Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой – ферзь. Учить сравнивать с другими фигурами, упражнять в нахождении ее в ряду остальных. Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой – король. Учить Октябрь Ноябрь Декабрь Тема 12 Слон Тема 13 Конь Тема 14 Ферзь Январь Тема 15 содержание работы Продолжать закреплять понятия «шахматная доска», «белые и черные поля», чередование белых и черных полей, шахматная доска и шахматные поля квадратные Продолжать закреплять понятия «шахматная доска», «белые и черные поля», чередование белых и черных полей, шахматная доска и шахматные поля квадратные, «центр» шахматной доски. Продолжать знакомить детей с полями шахматной доски: «Вертикаль», «Горизонталь» Повторить понятие горизонтальных и вертикальных линий и познакомить с новым понятием «Диагональ». Закреплять понятием «шахматные фигуры», учить сравнивать между собой, делить на белые и черные. Развитие умения различать пешки и фигуры. Формирование первоначальных представлений о начальном положении, понятиях:, ход, партнер, последовательности ходов 13 Король Февраль Тема 16 «Шахматные фигуры» Тема 17 «Пешка» сравнивать с другими фигурами, упражнять в нахождении ее в ряду остальных. Продолжать знакомить детей с шахматными фигурами (ладья, слон, конь, ферзь, король) белыми и черными, учить сравнивать между собой, упражнять в нахождении той или иной фигуры в ряду остальных. Познакомить детей с шахматной фигурой «Пешка». Место в начальном положении. Тема 18 «Пешка» Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «Пешка», вспомнить место в начальном положении. Ход пешки Тема 19 «Пешка» Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «Пешка», вспомнить место в начальном положении, ход пешки. Взятие. Тема 20 «Пешка» Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «Пешка», вспомнить место в начальном положении, ход пешки, взятие. Правило «взятие на проходе» Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «Пешка», вспомнить место в начальном положении, ход пешки, играть по правилам. Тема 21 «Пешечный бой» Тема 22 «Пешечный бой» Март Тема 23 «Пешка» Тема 24 «Начальная расстановка фигур» Тема 25 «Начальная расстановка фигур» Тема 26 «Партия» апрель Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «Пешка», вспомнить место в начальном положении, ход пешки. Играть по правилам, уточнить что победы можно добиться тремя способами: добраться до конца доски быстрее соперника, срубить все пешки противника, лишить ходов пешки противников Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «Пешка», вспомнить место в начальном положении, ход пешки, взятие, правило «взятие на проходе». Познакомить с новым понятием «Превращение пешки» Познакомить детей с новым понятием «начальное положение» или «начальная позиция»: черные и белые фигуры расположены друг напротив друга; слева направо: ладья, конь, слон, ферзь, король, слон, ладья, следом за ними одним рядом выстраиваются пешки. Продолжать знакомить детей с новым понятием «начальное положение» или «начальная позиция»: черные и белые фигуры расположены друг напротив друга; слева направо: ладья, конь, слон, ферзь, король, слон, ладья, следом за ними одним рядом выстраиваются пешки. Продолжать знакомить детей с понятиями «начальное положение» или «начальная позиция». Познакомить с понятием «партия», запомнить правило «ферзь любит свой цвет» Тема 27 «В Продолжать знакомить детей с игрой в шахматы, способствовать развистране шах- тию интереса к этой игре. Вспомнить названия шахматных фигур, как матных чудес» располагается доска и ее основные понятия: вертикаль, диагональ, центр. Тема 28 Познакомить детей с шахматной фигурой «Ладья», новым понятием «Ладья» «Ход фигуры» Тема 29 Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «Ладья», вспомнить «Ладья» место ладьи в начальном положении, ход фигуры, познакомить с новым понятием «взятие» Тема 30 Учить детей выполнять взятие – брать фигуру противника, которая сто«Бить или не ит перед боем, не подставлять свою ладью под удар. 14 май бить» Тема 31 «Ладья» Тема 32 «Слон» Тема 33 «Слон против слона» Тема 34 «Ладья против слона» Закреплять полученные знания детей о шахматной фигуре «Ладья» в игровой практике на шахматной доске, упражнять в умении ходить ладьей, отслеживать взаимодействие между белой и черной ладьей на шахматной доске, учиться предвидеть события на шахматной доске на один ход вперед. Познакомить детей с шахматной фигурой «Слон». Место слона в начальном положении. Ход слона. Белопольные и чернопольные слоны. Познакомить с ходами слонов, подвести детей к пониманию того, что разноцветные слоны никогда не могут встретится. Поупражнять детей в игре двумя слонами против одного, двумя против двух. Закреплять полученные знания детей о шахматных фигурах «Ладья» и «Слон» в игровой практике на шахматной доске, учить детей следовать определенным правилам во время шахматной партии – делать ходы поочередно, учитывая предыдущий ход соперника и предвидя ответный ход: учить детей понимать и правильно решать поставленную перед ними учебную задачу. 2 год обучения Сентябрь Тема 1 Ферзь Тема 2 Ферзь Тема 3 Ферзь против ладьи и слона октябрь Тема 4 Конь Тема 5 Конь Тема 6 Конь против коня Тема 7 Пешка Тема 8 Пешка ноябрь Тема 9 Король Тема 10 Король Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «Ферзь». Место ферзя в начальной позиции, как ходит ферзь. Познакомить детей с правилами взятия ферзем. Закреплять полученные знания детей о шахматной фигуре «Ферзь» в игровой практике на шахматной доске; учить детей следовать правилам ведения шахматной партии: делать ходы поочередно, учитывая ход соперника и проведя ответный ход; учить детей понимать и правильно решать поставленную перед ними учебную задачу. Уточнить знания детей о передвижении на шахматной доске ладьи, слона и ферзя. Объяснить детям. Объяснить детям, что слону и ладье нельзя нападать на ферзя – он их побьет. Ладью и ферзя называют тяжелыми фигурами, а слона и коня – легкими фигурами Познакомить детей с шахматной фигурой «Конь». Место коня в начальной позиции. Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «Конь», вспомнить место в начальной позиции, ход коня, взятие. Упражнять в ходе коня и во взятии. Учить детей правильно понимать и решать поставленные перед ними учебную задачу. Продолжать учить детей играть конем против коня на фрагментах доски их 6,8,12 полей. Закрепить ход коня. Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «Пешка», вспомнить место в начальном положении, ход пешки, взятие, правило «взятие на проходе». Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «Пешка», вспомнить место в начальном положении, ход пешки, взятие, правило «взятие на проходе», «превращение пешки». Познакомить детей с шахматной фигурой «Король». Место короля в начальной позиции. Ход короля. Взятие. Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «Король», вспомнить знания, полученные на предыдущем занятии (место короля в начальной позиции, ход короля, взятие). Дать новое понятие «контролируемое поле» 15 Тема 11 Шах Тема 12 Шах декабрь январь Познакомить детей с новым понятием «шах», тремя вариантами защиты от шаха. Учить находить позиции, в которых объявлен «шах», в ряду остальных, где шаха нет. Объяснить детям, как определять, объявлен ли шах в тои или ином положении: если ближайшим ходом можно побить короля, то этому королю объявлен шах. Тема 13 Ставим шах Учить детей ставить шах. Закрепить названия полей. Тема 14 Не иди король под шах Уточнить, что королей в шахматах не бьют, но и под шах их ставить нельзя, нужно подбирать для короля неатакованные поля. Если король нечаянно встанет под бой ему разрешается переходить. Уважая шахматного владыку, игроки разрешают исправить ошибку. Тема 15 Защита от шаха, пат Продолжение книги – сказки И. Сухина. Учить детей защищаться от шаха. Объяснить детям, если противник не сумел объявить шах, то король отделывается патом. Пат – это почетная ничья. Тема 16 Умный «шах» Продолжение чтения книги – сказки И. Сухина. Расширять знания детей о «шахе», учить выбирать из двух возможных - лучший. Тема 17 Мат Объяснить детям, что мат – цель шахматной партии, сильного игрока выделяет умение ставить своему сопернику «мат» за кротчайшее время и за наименьшее число ходов. Тема 18 Ферзь, ладья и слон дают мат в один ход. Объяснить детям, что в шахматах выигрывает тот. Кто побьет неприятельского короля. Но чтобы побить короля, на него нужно напасть. Шахматную игру принято прекращать за ход до того, как король будет побит. Это и есть мат. Он обозначается - «X». Тема 19 Учить детей ставить мат конем, пешкой и королем. Д/и «Да и нет», ЗаКонь, пешка и гадки из тетрадки». Повторить, что такое пат. король дают мат в один ход февраль Тема 20 Волшебная шахматная доска. Диагональ. Центр доски. Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. Игра «Раскрась диагональ». Центр доски. Количество полей в центре. Игра «Собери шахматную доску». Упражнение «Правильно положи перед собой шахматную доску». Тема 21 Начальное положение Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: «Ферзь любит свой цвет». Связь между горизонталями и начальным положением фигур. Дидактические задания и игры «Мешочек», «Да и нет», «Мяч», «Расставь фигуры». Упражнять детей безошибочно расставлять фигуры начального положения. Д/и «Войско из коробки», «Соседи». Тема 22 Знаки - символы Объяснить детям, что шахматная доска помогает записывать шахматные позиции. Не будь этих записей, не смогли бы люди восстановить сыгранные партии. Запись шахматных партий называют шахматной 16 нотацией. Познакомить детей со знаками – символами при записи партий. март апрель Тема 23 Шахматная нотация: адреса фигур. Игры: «Прогуляйся по улице» (а, в, с ...), «Поднимитесь на лифте» (до нужной цифры), «Ракеты на старте» (пролететь по черным диагоналям, по белым, по самым длинным, по диагоналям из пяти белых клеток, четырех черных и т.д.) Тема 24 Ладья Место ладьи в начальном положении. Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Игра на уничтожение» (ладья против ладьи, две ладьи против одной, две ладьи против двух), «Ограничение подвижности». Тема 25 Слон Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». «Игра на уничтожение» (слон против слона, два слона против одного, два слона против двух), «Ограничение подвижности». Тема 26 Ладья и слон. Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру». Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения), «Ограничение подвижности». Тема 27 Ферзь Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь! Просмотр диафильма «Волшебные шахматные фигуры. Третий шаг в мир шахмат». Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ферзя), «Ограничение подвижности». Тема 28 Ферзь против ладьи и слона Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Выиграй фигуру». Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ладьи, ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона, сложные положения), «Ограничение подвижности». Тема 29 Конь против ферзя, ладьи, слона. Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие». Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против ферзя, конь против ладьи, конь против слона, сложные положения), «Ограничение подвижности». Тема 30 Пешка. Ходы, взятия, правило превращения, сила (без правила взятия на проходе) 17 Игра «Огонь» (определить, сколько полей обстреливает пешка) Игра «Соберем урожай» (побить пешкой как можно больше фигур и провести на последнюю горизонталь) Игра «Война пешею> (играют одни пешки, действуя по шахматным правилам, выигрывает тот, кто проведет больше пешек или съест больше пешек противника). май Тема 31 Пешка против ферзя, коня, ладьи, слона Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие». Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (пешка против ферзя, пешка против ладьи, пешка против слона, пешка против коня, сложные положения), «Ограничение подвижности». Тема 32 Король Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». Дидактическая игра «Игра на уничтожение» (король против короля). Чтение и инсценировка сказки «Лена, Оля и Баба Яга». Тема 33 Король против других фигур Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие». Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (король против ферзя, король против ладьи, король против слона, король против коня, король против пешки), Тема 34 Шах Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Дидактические задания «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов», «Защита от шаха» Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания «Дай открытый шах», «Дай двойной шах». Дидактическая игра «Первый шах». Тема 35 Мат Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактическое задание «Мат или не мат». Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры). Дидактическое задание «Мат в один ход». Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Тема 36 Шах и мат. Примеры. Способы защиты от шаха. Поставить короля на шахматное поле. Предложить обстрелять короля фигурой противника. Вспомнить что такой «обстрел» называется нападение, а нападение называется «шах». Поведение короля при шахе: • Побить фигуру противника другой фигурой или королем. • Поставить защиту (закрыться какой-либо фигурой) • Уйти из-под шаха на другое поле. Продемонстрировать несколько вариантов матов (можно линейных, с помощью пешек, ферзя и др.). предложить спасти короля от этого «шаха». Сделать вывод, что «мат» - это шах, от которого нет защиты и конец шахматной игры. «Шаху - мат» - королю пришел конец (в переводе с индийского). Шах 18 обозначается знаком «+», мат - «х», 19 2.3. Мониторинг реализации программы Мониторинг подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (1 год) Количественный анализ результатов мониторинга: № п\п Фамилия, имя ребенка Знание шахматных фигур Умение отли- Знает некоточать фигуры рые названия по цвету и шахматных форме фигур (королева, пешка, конь) Шахматная доска Основные ха- Расположение рактеристики между сопер(квадратная и никами: спраее клетки ва от каждого окрашены в игрока углотемный и светвое поле булый цвет) дет белого цвета Проявление фантазии в игре с шахматными фигурами Увлечение игрой Итог Качественный анализ № п/п Название кружка Показатели, наиболее успешно освоенные детьми Показатели, которые недостаточно освоены детьми. Причины недостаточного уровня освоения отдельных показателей Пути решения «Обучение детей игре в шахматы» Условные обозначения: 2- высокий уровень. 1 – средний уровень 0 – низкий уровень Критерии уровней развития детей 9 – 12 Высокий уровень – Дети с интересом рассматривают шахматные фигуры, сами ставят рядом одинаковые фигуры, сравнивают две группы фигур по цвету: черные и белые, размеру: длиннее – короче, выше – ниже, больше – меньше. Различать левую и правую руку и пространственные направления от себя: справа, слева, впереди, позади, вверх, вниз. Знают некоторые названия шахматных фигур, с удовольствием по – своему играют в них. 6 - 8 Средний уровень – Интерес у детей к шахматной игре не продолжительный, затрудняются найти две одинаковые фигуры. Сравнивают две группы фигур по цвету: черные и белые, размеру: длиннее – короче, выше – ниже, больше – меньше с небольшой помощью взрослого. Допускают ошибки при различии левой и правой руки. Игра с шахматными фигурами однообразная. 0 – 5 Низкий уровень – Самостоятельно не проявляют интерес к шахматной игре. Сравнивают две группы фигур по цвету: черные и белые, размеру: длиннее – короче, выше – ниже, больше – меньше с помощью взрослого. Не умеют различать левую и правую руку. Не хотят играть с шахматными фигурами. 21 Мониторинг подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (2 год) Количественный анализ результатов мониторинга: Фамилия, имя ребёнка Шахматные термины с и Назва ния шахматных фигур Правила хода и взятия каждой фигуры Ориентироваться на шахматной доске Играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами Правильно помещать шахматную доску между партнёрами Правильно расставляют фигуры перед игрой Различать горизонталь, вертикаль, диагональ Рокировать Объявлять шах Ставить мат с с с с с с с с с с и и и и 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 22 и и и и и Решать итог элемен ментарные задачи на мат в один ход и с и 15 Качественный анализ № п/п Название кружка Показатели, наиболее успешно освоенные детьми Показатели, которые недостаточно освоены детьми. Причины недостаточного уровня освоения отдельных показателей Пути решения «Обучение детей игре в шахматы» Условные обозначения: 2 - высокий уровень. 1 – средний уровень 0 – низкий уровень Критерии уровней развития детей 17 – 24 баллов - высокий: ребенок имеет представление о «шахматном королевстве». Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает и называет шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Понимает важность первых ходов. Имеет понятие о приёмах взятия фигур. Имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». Умеет записывать шахматные партии. 9 - 16 баллов - средний: ребенок затрудняется в умении быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия. Путает понятия «равно», «неравно», «больше», «меньше». 0 - 8 - низкий: ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия. Не имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». Не умеет записывать шахматные партии. 23 Литература: 1. Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983. 2. Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре. – М.: ГЦОЛИФК, 1984. 3. Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. – М.: Детская литература, 1980. 4. Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. – Л.: Детская литература, 1985. 5. Князева В. Уроки шахмат. – Ташкент: Укитувчи, 1992. 6. Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994. 7. Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992. 8. Сухин И. Необыкновенные шахматные приключения. 9. Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991. 10.Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000. 11.Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000. 12.Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998. 13.Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999. 14.Шахматы – школе/ Сост. Б. Гершунский, А. Костьев. – М.: Педагогика, 1991. 15.Веселых Инна, Веселых Иржи. Шахматный букварь.– М: Просвещение 1983. 16.Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре.– М.: ГЦОЛИФК, .1984. 17.Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука.– М.:. Детская литература, 1980. Дидактические шахматные сказки Сухин И. Котята-хвастунишки // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 3. Сухин И. Лена, Оля и Баба Яга // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1995. – Вып. 5. Сухин И. От сказки – к шахматам. Сухин И. Удивительные превращения деревянного кругляка // Сухин И. Книгавыручалочка по внеклассному чтению. – М.: Издательство фирмы ACT, 1993. Сухин И. Удивительные приключения шахматной доски. Сухин И. Хвастуны в Паламеде. Сухин И. Черно-белая магия Ущелья Великанов // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 2. Сухин И. Шахматная сказка // Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991. Сказки и рассказы для детей о шахматах и шахматистах 1. Аматуни П. Королевство Восемью Восемь. 2. Гришин В., Осипов Н. В гостях у Короля // Гришин В., Осипов Н. Малыши открывают спорт. – М.: Педагогика, 1978. 3. Добрыня, посол князя Владимира (былина). 4. Драгунский В. Шляпа гроссмейстера. 5. Ильин Е. В стране деревянных королей. – М.: Малыш, 1982. 6. Кумма А., Рунге С. Шахматный Король. 7. Медведев В. Как капитан Соври-голова чуть не стал чемпионом, или Фосфорический мальчик. 8. Молодцу и семидесяти искусств мало (узбекская сказка). 9. Остер Г. Полезная девчонка. 10.Пермяк Е. Вечный Король. 11.Сендюков С. Королевство в белую клетку. – М.: Малыш, 1973. 12.Сухин И. О злой волшебнице, драконе и Паламеде. 13.Сухин И. Котята-хвастунишки. М, 14.Сухин И. Лена, Оля и Баба-Яга. 15.Сухин И. Удивительные превращения деревянного кругляка//Сухин И. Книгавыручалочка по внеклассному чтению.– М.: Издательство фирмы ACT, 1993. 16.Сухин И Удивительные приключения шахматной доски. 17.Сухин И. Черно-белая магия Ущелья Великанов//Сухин И. «Книга-выручалочка по внеклассному чтению. Вып.. 2.– М.: Новая школа, 1994. 18.Сухин И Шахматная сказка/УСухин И. Приключения в Шахматной стране.– М.: Педагогика, 1991. 19.Тихомиров О. Чемпион Гога Ренкин. 20.Шаров А. Сказка о настоящих слонах. Стихотворения о шахматах и шахматистах 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Берестов В. В шахматном павильоне. Берестов В. Игра. Ильин Е. Приключения Пешки. – М.: ФиС, 1975. Ильин Е. Средневековая легенда. Квитко Л. Турнир. Никитин В. Чья армия сильней? – Красноярск, 1977. Сухин И. Волшебная игра. Художественная литература для детей по шахматной тематике 1. 2. 3. 4. 5. 6. Булычев К. Сто лет тому вперед. Велтистов Е. Победитель невозможного. Кассиль Л. Кондуит и Швамбрания. Крапивин В. Тайна пирамид. Кэрролл Л. Алиса в Зазеркалье. Лагин Л. Старик Хоттабыч. 25 7. Надь К. Заколдованная школа. 8. Носов Н. Витя Малеев в школе и дома. 9. Носов Н. Незнайка в Солнечном городе. 10.Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. 11.Раскатов М. Пропавшая буква. 12.Семенов А. Ябеда-Корябеда и ее проделки. 13.Сухин И. Страна Грез // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1995. – Вып. 4, 5. 14.Томин Ю. Шел по городу волшебник. 15.Чжан-Тянь-И. Секрет драгоценной тыквы. 16.Чеповецкий Е. Приключения шахматного солдата Пешкина. 26 Приложение Дидактические игры (для подгруппы детей) МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ. Для первоначального знакомства с шахматами предпочтительны деревянные фигуры крупного размера, с диаметром основания 3–4,5 см, строгой формы. Также можно использовать гигантские шахматы (как в домах отдыха). Цель: ребёнок должен запомнить, как называется каждая из фигур; уметь отличать одни фигуры от других по форме и цвету; ставить рядом одинаковые фигуры; вызвать интерес к рассматриванию шахматных фигур; желание играть в них. № Дата 1. Игра. «Кто быстрее?». Все шахматные фигуры покоятся на столе. Предложите ребёнку посостязаться с вами в такой игре: кто быстрее соберёт в определенном месте две-три одинаковые шахматные фигуры. 2. «На стуле». Поставьте на стул какую-нибудь шахматную фигуру. По разные стороны от стула, но на равном расстоянии от него встаньте с ребёнком. Досчитайте до трёх и на счет “три” бегите к стулу. Тот, кто первым схватит шахматную фигуру, должен назвать её. 3. «Над головой». Назовите какую-нибудь шахматную фигуру. Её должен быстро найти и поднять над головой ребёнок. 4. «Ряд». Предложите ребёнку поставить в один ряд пешки; коней; слонов; ладей; ферзей; королей. Затем ребёнок должен попросить об этом вас и проконтролировать выполнение задания. 5. «Белые и чёрные». В беспорядке поставьте на столе по шесть разных белых и чёрных фигур. Начиная дидактическую игру, отставьте в сторону одну из фигур, называя её и её цвет. Например, “Белый ферзь”. Ребёнок продолжает игру и должен выбрать шахматную фигуру иного названия и цвета (таково условие), обязательно называя её. Например, “Чёрный король”. Затем новую шахматную фигуру представляете вы и т. д. 6. «Что общего?» Возьмите две любые шахматные фигуры и спросите малыша: “Чем они похожи? Чем отличаются?” (цветом, формой). 7. «Большая и маленькая». Поставьте перед ребёнком шесть разных шахматных фигур. Попросите выбрать самую высокую, назвать её, отставить в сторону. Потом малыш выделит самую высокую из оставшихся фигур и т. д. 8. «Запретная фигура». Поставьте шахматные фигуры перед ребёнком в один 27 ряд. По вашей просьбе малыш будет называть показываемые фигуры, кроме “запретной”, которая выбирается заранее. Вместо названия “запретной” фигуры надо сказать “секрет”. Затем поменяйтесь ролями и, называя фигуры, на которые указывает малыш, иногда “ошибайтесь”. Если ребёнок не заметит вашу ошибку, сами укажите на неё. 9. «Волшебный мешочек» По очереди прячьте в непрозрачном мешочке шахматные фигуры и просите малыша на ощупь определить, какая фигура спрятана. Для большего эффекта позвольте и ребёнку прятать фигуры, а сами угадывайте, какая фигура в мешочке. Иногда вы “не угадаете”, и малыш с восторгом укажет на вашу ошибку. В другом варианте игры в мешочек прячутся все фигуры сразу, и ребёнок на ощупь ищет определённую фигуру. 10. «Шахматный теремок». Сделайте из деревянной шахматной доски “теремок”. Сюда, следуя сказочному сюжету, по очереди забегут шесть разных белых фигур: от пешки до короля. Король может забраться на “теремок” и уронить его, а остальные фигуры помогут “теремок” “построить” – поднять. 11. «Шахматный колобок». Дидактическую игру-инсценировку сказки “Колобок” можно провести так: “дед” – король, “баба” – ферзь, “заяц” – пешка, “лиса” – конь, “волк” – слон, “медведь” – ладья, а колобок – шарик или клубок. Малыш должен назвать все шахматные фигуры, от которых убегает колобок. Но в конце сказки “лиса” колобка не съест – колобок от неё убежит. 12. «Шахматная репка». Посадите “репку” – клубок. Около него малыш по росту выстраивает белые или чёрные фигуры, поясняя: “дед” – это король, “бабка” – ферзь, “внучка” – слон, “Жучка” – конь, “кошка” – ладья, “мышка” – пешка. Пальчиковая гимнастика: Раз, два, три, четыре, пять! (сжимаем – разжимаем кулаки) Вышли пешки погулять! (пальчики шагают по столу) Король на месте, по привычке, (сжатые кулаки на столе) А куда ему спешить? (разводят руки, пожимают плечами) Прыгнет конь! Подковы звяк! (ладони вперёд и хлопок) Необычен каждый шаг! (указательный палец) А ладья упряма, (раскрытые ладошки скользят по столу Ходит только прямо! вперёд) Все фигуры встали стеной, (выпрямленные ладони перед собой на столе) 28 Им начинать этот сказочный бой. Дидактические игры (для индивидуальных занятий) Цель: ребёнок должен запомнить, как называется каждая из фигур; уметь отличать одни фигуры от других по форме и цвету; ставить рядом одинаковые фигуры; вызвать интерес к рассматриванию шахматных фигур; желание играть в них. № Игра 1 «Волшебный мешочек». По очереди прячьте в непрозрачном мешочке шахматные фигуры и просите малыша на ощупь определить, какая фигура спрятана. Для большего эффекта позвольте и ребёнку прятать фигуры, а сами угадывайте, какая фигура в мешочке. Иногда вы “не угадаете”, и малыш с восторгом укажет на вашу ошибку. В другом варианте игры в мешочек прячутся все фигуры сразу, и ребёнок на ощупь ищет определённую фигуру. 2 «Шахматный теремок». Сделайте из деревянной шахматной доски “теремок”. Сюда, следуя сказочному сюжету, по очереди забегут шесть разных белых фигур: от пешки до короля. Король может забраться на “теремок” и уронить его, а остальные фигуры помогут “теремок” “построить” – поднять. 3 «Шахматный колобок». Дидактическую игруинсценировку сказки “Колобок” можно провести так: “дед” – король, “баба” – ферзь, “заяц” – пешка, “лиса” – конь, “волк” – слон, “медведь” – ладья, а колобок – шарик или клубок. Малыш должен назвать все шахматные фигуры, от которых убегает колобок. Но в конце сказки “лиса” колобка не съест – колобок от неё убежит. 4 «Шахматная репка». Посадите “репку” – клубок. Около него малыш по росту выстраивает белые или чёрные фигуры, поясняя: “дед” – это король, “бабка” – ферзь, “внучка” – слон, “Жучка” – конь, “кошка” – ладья, “мышка” – пешка. 29 Ф.И.ребёнка Дата 5 «Запретная фигура». Поставьте шахматные фигуры перед ребёнком в один ряд. По вашей просьбе малыш будет называть показываемые фигуры, кроме “запретной”, которая выбирается заранее. Вместо названия “запретной” фигуры надо сказать “секрет”. Затем поменяйтесь ролями и, называя фигуры, на которые указывает малыш, иногда “ошибайтесь”. Если ребёнок не заметит вашу ошибку, сами укажите на неё. 6 «Угадай-ка». Загадайте какую-нибудь шахматную фигуру и спрячьте её в кулаке. Предложите ребёнку догадаться, что это за фигура. Когда ребёнок назовет загаданную фигуру, новую фигуру прячет он сам (лучше всего за спиной) и т. д. 7 «Пирамида». Посоветуйте малышу на белую ладью поставить чёрную, затем снова белую и чёрную, а на самый верх белую пешку. Спросите у ребёнка, нельзя ли построить пирамиду из других фигур. 8 «Прятки». Спрячьте в комнате несколько шахматных фигур. Ребёнок должен найти их и назвать. Потом фигуры прячет малыш. Правда, в этом случае вы рискуете остаться с неполным комплектом шахматных фигур. 9 «Догонялки». Выберите одну из белых фигур, например, пешку, имитируйте её бег по столу. После этого предложите ребёнку выбрать и назвать какую-либо чёрную фигуру и пуститься ей вдогонку за вашей фигурой. Пусть ваша шахматная фигура “бежит” не очень быстро, и фигура малыша её догонит. Потом поменяйтесь ролями. 10 «Школа». Переверните шахматную доску клетками вниз, в углубления поставьте шахматные фигуры и скажите ребёнку: “Это твои ученики. Как зовут этого ученика?.. А этого?..” 11 «Убери такую же». Все шахматные фигуры стоят или лежат на столе. Уберите одну из фигур в коробку. Попросите малыша назвать эту фигуру и положить в коробку другую аналогичную шахматную фигуру и т. д. 30 12 «Полна горница». Полный набор шахматных фигур располагается на столе. Рядом клетками вниз лежит раскрытая шахматная доска (или коробка для фигур). Предложите ребёнку взять одну из шахматных фигур, назвать её и уложить “спать” в коробку или шахматную доску. И так следующую фигуру. 31