Программа дополнительного образования "Карамельки" (платный)

СОДЕРЖАНИЕ

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цели и задачи по реализации Программы
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы
1.4. Планируемые результаты
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1.Содержание Программы
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации
Программы
2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы
2.4. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Описание материально-технического обеспечения Программы
3.2. Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитание
3.3.Организация образовательной деятельности

Раздел 1. Целевой
1.1.Пояснительная записка
Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом
деятельности, следовательно, любая программа, основанная на движениях под
музыку, будет развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а также
те психические процессы, которые лежат в их основе.
Основная направленность программы — психологическое раскрепощение ребенка
через освоение своего собственного тела как выразительного ("музыкального")
инструмента. В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для
воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики, интеграции
различных видов художественной деятельности.
Данная программа ориентируется не только на развитие детей, но и на
совершенствование
профессионализма
самого
педагога
в
области
ритмопластических движений, выявление индивидуального стиля деятельности и в
связи с этим коррекция содержания работы "на себя", "на себя во взаимодействии с
детьми". Также акцентирование внимания педагога не столько на внешней стороне
обучения детей музыкально-ритмическим движениям (то есть формировании
двигательных умений), сколько на анализе тех внутренних процессов, которые
являются регулирующей основой движения под музыку. Это прежде всего
сенсорные, мыслительные, эмоциональные процессы, а также их подвижность.
Движение является как бы видимым айсбергом глубинных психических процессов,
и по двигательной реакции под музыку можно с достаточной степенью
достоверности провести диагностику как музыкального, так и психомоторного
развития ребенка.
Другими словами, данная программа является музыкально-ритмическим
психотренингом для детей и педагога, развивающим внимание, волю, память,
подвижность и гибкость мыслительных процессов, направленным также на развитие
музыкальности и эмоциональности, творческого воображения, фантазии,
способности к импровизации в движении под музыку, что требует свободного и
осознанного владения телом.
1.2 Целью программы является развитие ребенка, формирование средствами
музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств
личности. И, как известно, чем раньше мы дадим детям гамму разнообразных
впечатлений, чувственного опыта, тем более гармоничным, естественным и
успешным, в таком виде деятельности, как движение под музыку, будет дальнейшее
развитие ребенка, становление его личности. И, возможно, меньше будет проблем у
наших детей с развитием речи, внимания, памяти, мышления, формированием
красивой осанки.
И главное, на что должен быть нацелен педагог, это приобщение к движению
под музыку всех детей — не только способных и одаренных в музыкальном и
двигательном отношении, но и неловких, заторможенных, которым нужно помочь
обрести чувство уверенности в своих силах путем подбора для них такого
материала, в котором проявятся скрытые возможности ребенка, его "изюминка" и
индивидуальность, а слабые стороны, наоборот, будут завуалированы.

Задачи:
1. Развитие музыкальности:
- развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и
характер, понимать ее содержание; - развитие специальных музыкальных
способностей: музыкального слуха (мелодического,
гармонического, тембрового), чувства ритма; - развитие музыкального
кругозора и познавательного интереса к искусству звуков; - развитие
музыкальной памяти.
2. Развитие двигательных качеств и умений:
- развитие ловкости, точности, координации
движений; - развитие гибкости и пластичности;
- воспитание выносливости, развитие силы;
- формирование правильной осанки, красивой походки;
- развитие умения ориентироваться в пространстве;
- обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.
3. Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении
под музыку: - развитие творческого воображения и фантазии;
- развитие способности к импровизации: в движении, в изобразительной
деятельности, в слове.
4. Развитие и тренировка психических процессов:
- развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и
пантомимике;
- тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов; развитие восприятия,
внимания, воли, памяти, мышления.
5. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:
- воспитание умения сопереживать другим людям и животным;
- воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства
такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и
взрослыми.
Сроки реализации программы: Программа рассчитана на три года, для
детей от 3 до 7 лет. Организация совместной деятельности педагога и детей
предполагает встречи один раз в неделю.
Продолжительность встреч зависит от возраста детей: 3-4 года -20 мин
5-6лет–25минут; 6-7-лет - 30 минут. Объем общего времени непосредственно
образовательной деятельности -35 занятий в год.
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы
1. Поддержка разностороннего творческого художественно-эстетического развития
дошкольника. Многообразие социальных, личностных, культурных, языковых,
этнических особенностей, религиозных и других общностей, ценностей и
убеждений, мнений и способов их выражения, жизненных укладов особенно ярко
проявляется в условиях Российской Федерации – государства с огромной
территорией, разнообразными природными условиями, объединяющего
многочисленные культуры, народы, этносы. Возрастающая мобильность в обществе,

образовании, культуре требует умения ориентироваться в этом мире разнообразия,
способности сохранять свою идентичность и в то же время гибко, позитивно и
конструктивно взаимодействовать с другими людьми, способности выбирать и
уважать право выбора других ценностей и убеждений, мнений и способов их
выражения. Принимая вызовы современного мира, Программа рассматривает
разнообразие как ценность, образовательный ресурс и предполагает использование
разнообразия для обогащения образовательного процесса, разностороннего
эстетического, культурного развития ребенка, как духовно обогащенной личности.
Образовательная деятельность выстраивается с учетом региональной специфики,
социокультурной ситуации развития каждого ребенка, его возрастных и
индивидуальных особенностей, ценностей, мнений и способов их выражения.
2.Сохранение уникальности и самоценности детства, как важного этапа в общем
развитии человека. Самоценность детства – понимание детства как периода жизни
значимого самого по себе, значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не
тем, что этот этап является подготовкой к последующей жизни. Этот принцип
подразумевает полноценное проживание ребенком всех этапов детства
(младенческого, раннего и дошкольного детства), обогащение (амплификацию)
детского развития.
3. Позитивная социализация ребенка предполагает, что освоение ребенком
культурно-эстетических навыков, средств и способов танцевальной деятельности,
приобщение к высокому искусству, традициям семьи, общества, государства
происходят в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми, 6
направленного на создание предпосылок к полноценному развитию ребенка в
изменяющемся мире.
4. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых
(родителей(законных представителей), педагогических и иных работников) и детей.
Такой тип взаимодействия предполагает базовую ценностную ориентацию на
достоинство каждого участника взаимодействия, уважение и безусловное принятие
личности ребенка, доброжелательность, внимание к ребенку, его состоянию,
настроению, потребностям, интересам. Личностно-развивающее взаимодействие
является неотъемлемой составной частью социальной ситуации развития ребенка,
условием полноценного разностороннего развития.
5. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным
участником (субъектом) образовательных отношений. Этот принцип предполагает
активное участие всех субъектов образовательных отношений – как детей, так и
взрослых – в реализации программы. Каждый участник имеет возможность внести
свой индивидуальный вклад в ход игры, занятия, проекта, обсуждения, в
планирование образовательного процесса, может проявить инициативу. Принцип
содействия предполагает диалогический характер коммуникации между всеми
участниками образовательных отношений. Детям предоставляется возможность
высказывать свои взгляды, свое мнение, занимать позицию и отстаивать ее,

принимать решения и брать на себя ответственность в соответствии со своими
возможностями.
6. Сотрудничество с семьей. Сотрудничество с семьей, открытость в отношении
семьи, уважение семейных ценностей и традиций, их учет в образовательной работе
являются важнейшим принципом образовательной программы. Необходимо знать
об условиях жизни ребенка в семье, понимать проблемы, уважать ценности и
традиции семей воспитанников. Программа предполагает разнообразные формы
сотрудничества с семьей как в содержательном, так и в организационном планах.
7. Сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны
здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и
образование детей, а также использование ресурсов местного сообщества и
вариативных программ дополнительного образования детей для обогащения
детского развития. Программа предполагает, что устанавливаются партнерские
отношения не только с семьями детей, но и с другими организациями и лицами,
которые могут способствовать обогащению социального и/или культурного опыта
детей, приобщению детей к национальным традициям (посещение театров, музеев,
освоение программ дополнительного образования), содействовать проведению
совместных проектов, праздников, посещению концертов, а также удовлетворению
особых потребностей детей.
8. Индивидуализация художественно-эстетического образования предполагает такое
построение образовательной деятельности которое открывает возможности для
индивидуализации образовательного процесса, появления индивидуального подхода
к развитию каждого ребенка с характерными для данного ребенка спецификой и
скоростью, учитывающей его интересы, способности и возрастно-психологические
особенности. При этом сам ребенок становится активным в выборе содержания
разных форм своего образования. Для реализации этого принципа необходимы
регулярное наблюдение за развитием ребенка, сбор данных о нем, анализ его
действий и поступков; помощь ребенку в сложной ситуации; предоставление
ребенку возможности выбора в разных видах изобразительной деятельности,
акцентирование внимания на инициативности, самостоятельности и активности
ребенка.
9. Возрастная адекватность образования. Этот принцип предполагает подбор
педагогом содержания и методов дошкольного музыкального образования в
соответствии с возрастными особенностями детей. Важно использовать все
специфические виды детской деятельности (игру, коммуникативную и
познавательно-исследовательскую деятельность, творческую активность,
обеспечивающую художественно-эстетическое развитие ребенка), опираясь на
особенности возраста и задачи развития, которые должны быть решены в
дошкольном возрасте. Деятельность педагога должна быть мотивирующей и
соответствовать психологическим законам развития ребенка, учитывать его
индивидуальные интересы, особенности и склонности.

10. Развивающее вариативное образование. Этот принцип предполагает, что
образовательное содержание предлагается ребенку через разные виды
изобразительной деятельности с учетом его актуальных и потенциальных
возможностей усвоения этого содержания и совершения им тех или иных действий,
с учетом его интересов, мотивов и способностей. Данный принцип предполагает
работу педагога с ориентацией на зону ближайшего развития ребенка (Л.С.
Выготский), что способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых
возможностей ребенка.
11. Инвариантность ценностей и целей при вариативности средств реализации и
достижения целей Программы. Стандарт задает инвариантные ценности и
ориентиры, с учетом которых разработана данная образовательная программа, и,
которые для нее являются научно-методическими опорами в современном мире
разнообразия и неопределенности. При этом остается право выбора способов их
достижения, выбора образовательных форм и методов, учитывающих многообразие
конкретных социокультурных, географических, условий реализации Программы,
разнородность состава групп воспитанников, их особенностей и интересов, запросов
родителей (законных представителей), интересов и предпочтений педагогов и т.п.
1.4. Планируемые результаты освоения Программы.
В данном случае мы говорим о прогнозируемых результатах на всех этапах
обучения танцу.
1.По окончании подготовительного этапа по программе ребенок будет знать:
-назначение танцевального зала, правила поведения в нем; - основные движения
подвластные человеку вообще; -положение рук, ног, корпуса, головы, основные
шаги;
-понятия «линия», «колонна», «диагональ», «круг», «ровная спина»; - понятие
«музыкальное вступление», «танцевальный образ»; -основы работы мышц и
дыхания; -первоначальную терминологию;
Уметь:
-ориентироваться в танцевальном зале, делать простые
перестроения;
-ритмично двигаться, передавать хлопками и притопами
ритмический рисунок;
-самостоятельно выполнять разминку;
-слышать различные темпы, давать характеристику услышанному, выделять
сильную и слабую долю;
-исполнять самостоятельно различные движения и комбинации;
-исполнять синхронно различные движения и комбинации (в дуэте,
трио, квартете);
-на основе выученных движений составлять свои композиции (под контролем
педагога);
В нем будет развито:
-чувство ритма;
-гибкость,
пластичность;

-желание
самостоятельного исполнения;
-воображение;
-умение импровизировать под
музыку;
В нем будет воспитано:
-уважительное отношение к педагогу и к
занятиям;
-уважение и такт по отношению к другим
ученикам;
- дисциплина;
- опрятность;
Критерии мониторинга: высокий, средний и низкий уровни.
В качестве механизма оценки знаний, педагог проводит дополнительно личную
оценку навыков детей непосредственно на каждом занятии для того, чтобы на
последующих уроках усложнить или отрабатывать данный ранее материал.
А также:
- открытые занятия для родителей
- участие во внутренних конкурсах
- участие в концертах, праздниках
- участие в городских фестивалях.
Раздел 2. Содержательный.
2.1. Содержание Программы
Вводное занятие.
На данном занятии дети узнают, что такое танец. Откуда идут его истоки? Как
овладевают этим искусством? Узнают о том, как зародился танец, какие бывают
танцы, в чем их отличие. Знакомятся с тем, что необходимо для занятий танцем
(танцевальная форма, обувь). Чем дети будут заниматься на протяжении трех
учебных лет.
Ритмика
Является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей детей,
позволяющих свободно, красиво и правильно выполнять движения под музыку,
соответственно ее характеру, ритму, темпу. В этот раздел входят специальные
упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры.
Танцы
Направлен на формирование у детей танцевальных движений. В раздел входят
танцевальные шаги, элементы хореографических упражнений и элементы
различных танцев: народного, современного, бального и ритмического
Музыкально-ритмическая композиция
Направлена на формирование у детей пластичности, гибкости и координации. В
разделе представлены образно-танцевальные композиции, каждая из которых имеет

целевую направленность, сюжетный характер и завершенность. Все композиции
объединяются в комплексы упражнений для детей различных возрастных групп.
Темпо-ритм.
Развитое чувство ритма – одно из важнейших условий успешных занятий
хореографией. Это - одно из основополагающих проявлений музыкальности. Оно
имеет не только моторную, но и эмоциональную природу и характеризуется как
«способность активно переживать (отражать в движении) музыку и вследствие этого
тонко чувствовать эмоциональную выразительность…музыкального произведения».
Ритм почти всегда отражает эмоциональное содержание музыки, ее образную
сущность. Указывая на прямую связь ритма с чувством. Для воспроизведения ритма
используются самые простые приёмы: хлопки, шлепки и притопы. Однако, столь
простые, на первый взгляд, действия далеко не у всех получаются сразу и требуют
внимания, сноровки, быстроты и точности реакции.
Партерная гимнастика
это упражнения на полу, которые позволяют с наименьшими затратами энергии
достичь сразу трех целей: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность
мышц и связок, нарастить силу мышц. Эти упражнения также способствуют
исправлению некоторых недостатков в корпусе, ногах и помогают вырабатывать
выворотность ног, развить гибкость, эластичность стоп.
Пальчиковая гимнастика
Служит основой для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации
движений рук. Упражнения обогащают внутренний мир ребенка. Оказывают
положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развитию фантазии.
Упражнения на ориентировку в пространстве.
Данная тема позволит детям познакомиться с элементарными перестроениями и
построениями (такими как: круг, колонна, линия, диагональ, полукруг и др.),научит
детей четко ориентироваться в танцевальном зале и находить свое место. В
дальнейшем, повторяя и закрепляя этот раздел, дети научатся в хореографических
этюдах сменять один рисунок на другой.
Музыкально-подвижные игры
Является ведущим видом деятельности дошкольника. Здесь используются приемы
имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации.
Учебно-тематический план по хореографической работе с детьми младшего
дошкольного возраста (3-4 лет). Содержание программы.
Учебно-тематический план
Месяц

Периодичность
проведения
занятий в неделю

Продолжительность
занятий в минутах

Темы

Октябрь

1
1
1

1/15
1/15
1/15

В гостях у осени
Осень и тучка
Хоровод снежинок

Ноябрь
Декабрь

Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Итого за
год

1
1
1
1
1
32

1/15
1/15
1/15
1/15
1/15
32часа

В зимнем лесу
Веселая игра
В гостях у кошки
День рождения
Любимые танцы

Содержание программы
Темы и разделы
Тема 1. В гостях у осени
Темпо – ритм.
Партерная гимнастика
Ориентировка в
пространстве
Постановочная работа
Тема 2. Осень и тучка
Теппо-ритм
Партерная гимнастика
Ориетировка в
пространстве
Пальчиковая гимнастика.
Постановочная работа
Тема 3. Хоровод
снежинки
Ориентировка в
пространстве
Темпо ритм
Пальчиковая гимнастика
Постановочная работа
Тема 4.В зимнем лесу
Партерная гимнастика
Ориентировка в
пространстве
Постановочная работа
Тема 5.Веселая игра
Партерная гимнастика
Ориентировка в

Описание работы
Знакомство с осенью. С ее особенностями.
Простые хлопки 4/4
Упражнения для укрепление мышечного каркаса.
Арбузики, червячок.
Разбежались и нашлись.
Танец с листочками, «Варенье»
Продолжать знакомить детей с осенними изменениями
Хлопки в ладоши и по коленям.
Упражнения для укрепление мышечного каркаса.
Разбежались и нашлись. Круг большой и маленький.
Жук, птицы, сороконожки.
« Тучка и солнышко» «Капельки»
Знакомство с зимой. С зимними видами спорта. С
изменениями в природе
Круг. Змейка.
3-е прихлопывания, хлопки с простым заданным
рисунком.
Пальчики замерзли ,снежинки
«Вальс снежинок» «Санки»
Знакомство с зимним лесом и его жителями.
Укрепление мышц спины и ног
Далеко –близко,змейка.
« Зайки на лужайке» « Белочка» игра « Снежки»
Через игру побудить детей танцевать вместе и
выступать одному, в той или иной предложенной ему
роли
Упражнения для укрепление мышечного каркаса.
Змейка, 2а круга, линия. Далеко - близко

пространстве
Темпо ритм
Пальчиковая гимнастика
Постановочная работа
Тема 6. Весняночка
Партерная гимнастика
Ориентировка в
пространстве
Темпо ритм
Постановочная работа
Тема 7.День рождения
Ориентировка в
пространстве
Пальчиковая гимнастика,
само массаж
Постановочная работа

4/4, простые, за спиной, с право и с лево от себя
Барабан. Поросята. Кулачки
«Петушок Петя», «Цыплята».
Знакомство с весной, новыми изменениями в природе.
Упражнения для укрепление мышечного каркаса.
Укрепление мышц ног, рук.
2 круга, полукруг. Линия, круг.
Повторение ритмического рисунка за взрослым и
придумывание своего.
« Лужицы» « Птички и кот»
О дружбе, о бережном отношении друг к другу
Повторение всего материала по ориентировке
День рождения, пекарь, цветок.

Танец в паре, положение рук в паре, «Самовар», «У
лягушки юбилей».
Тема 8. Любимые танцы Повторение всего пройденного материала. Открытый
урок для родителей.

Учебно-тематический план по хореографической работе с детьми младшего
дошкольного возраста (4-5 лет). Содержание программы.
Учебно-тематический план
Месяц

Периодичность
проведения
занятий в неделю

Продолжительность
занятий в минутах

Темы

Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Итого за
год

1
1
1
1
1
1
1
1
32

1/20
1/20
1/20
1/20
1/20
1/20
1/20
1/20
32часа

Знакомство с миром танца
Осень золотая
В гостях у гномика
Веселая игра
Веселые путешественники
Игрушки
Мы рисуем
Любимые танцы

Содержание программы
Темы и разделы
Тема 1. Знакомство с
миром танца

Ориентировка в
пространстве
Танцевальные движения

Положения рук
Пальчиковые игры
Тема 2.Осень золотая

Танцевальные движения

Положения рук
Партерная гимнастика

Описание работы
Способствовать формированию познавательного
интереса к хореографическому искусству через
сюжетно-игровую форму занятий с оригинальным
музыкальным содержанием. Ориентировка в
пространстве Познакомить и научить детей
Познакомить и научить детей умению повторять за
взрослым простые танцевальные движения,
имитирующие повадки животных. Привитие умения
ориентироваться в пространстве.
танцевальный шаг на полу пальцах, прыжки на двух
ногах с продвижением вперед и вокруг себя (движения
«зайчика»), бег на полу пальцах (движения «мышки»),
пружинистые приседания с одновременными хлопками
на каждый счет (движения «обезьянки»), поочередное
сгибание и разгибание ног.
руки на поясе, руки согнуты перед грудью («лапки
зайчика»), руки раскрыты в стороны, пальцы
растопырены («лапки обезьянки»).
«Дом на горе», «В гости к пальчику большому»,
«Веселая мышка», «5 малышей», «Вот улиточка»
Закреплять умения удерживать правильные положения
рук, корпуса, ног во время исполнения шагов, прыжков
и других имитационных движений. Развивать
эластичность мышц, пластичность движений и
выразительность образов в соответствии с характером
музыки
шаги на месте и по кругу, ноги поднимаются высоко
вверх, в стороны по 2-й полу выворотной позиции
(«шаги гнома»); «шаги гнома» с поворотом вокруг себя;
прыжки по 1-й прямой (6й) позиции; полуприседание по
6,2-й полу выворотной позиции с наклонами корпуса
вправо-влево.
Руки прямые прижаты к корпусу, положение «полочка».
Гибкие фигурки. Элементы гимнастики и акробатики,
как способ украшения и обогащения танцевальных
композиций. Техника безопасности при выполнении
гимнастических упражнений. Формирование волевых
навыков. Тестовые упражнения по оценке гибкости и
подвижности в суставах. Упражнения для улучшения
подвижности позвоночника. Упражнения, включающие
максимальное сгибание туловища: «Лягушка»,
«Корзинка», «Змея», «Лодочка», «Кошка» (добрая, злая)

Постановочная работа
Тема 3. В гостях у
гномика

Танцевальные движения

Положения рук
Муз-под. игры
Постановочная работа
Тема 4. Веселая игра.

Танцевальные движения
Положение рук
Муз-под.игры
Постановочная работа
Тема 5. Веселые
путешественники
Танцевальные движения

« Осень за окошком» « Листочки самолетики»
Углублять и закреплять имитационные движения,
музыкальное и характерное исполнение. Развивать у
детей образное мышление, фантазию, воображение
через предметно-наглядную деятельность (атрибуты).
Подводить детей к самостоятельной смене движений с
изменением характера музыки.
мелкие шаги в полу приседании, с высоким
подниманием колен и сокращенной стопой («походка
гномика»), поочередный вынос ног вперед на пятку,
поочередное притопывание ногами на одном месте,
повороты вокруг себя с «походкой гнома», наклон
корпусом вперед («гном кланяется»).
руки за спиной сложены «полочкой», руки на поясе с
плотно прижатыми пальцами, грозим пальчиком
А ну, давай, попрыгаем», «шагаем выше» игровые
задания на развитие прыжка и высокого поднимания
колен
« Гномы лилипутики» « Гномик и домик»
Развивать музыкально-ритмическую координацию
движений, способность выразительно двигаться в
соответствии с характером музыки, используя
предметы. Закреплять умения удерживать правильные
положения корпуса, ног во время исполнения шагов,
прыжков и других имитационных движений.
все движения соответствуют темпу и характеру музыки,
мотание ногами, ходьба на п/п, нога на пятку, нога на
носок, галоп вперед и боковой.
сгибание и разгибание рук в локтях «часы», «стирка»,
руки на поясе, прямое поднимание рук вверх, вниз
«крылья».
закрепление понятия лево и право, нога, рука, пятка
носок, через танцевальные игровые миниатюры.
«Зеркало» «Делай как я»
«Карусель» « Мы умеем танцевать» « Матрешки»
Углубить знания детей через имитационные
танцевальные движения. Способствовать развитию у
детей музыкального и выразительного исполнения
движений.
прыжки на двух ногах с одновременными хлопками в
ладоши на каждый счет (движение «уточки»), полу
приседание с работой «хвостика» (движение «уточки»),
повороты на полу пальцах вокруг себя (движение
«бабочки», «лисички»), бег на полу пальцах («полет
бабочки»).

Положения рук

локти прижаты к корпусу, кисти рук направлены от
себя, ладони направлены вниз параллельно полу
(«крылышки уточки»), правая рука поднята вверх, левая
рука находится за корпусом, кисти рук выполняют
вращательные движения («лапки лисички»), ровные
руки плавно поднимаются и опускаются вверх-вниз
Муз-под.игры
«У жирафа пятна», «Заиграли мы на скрипке», «У оленя
дом большой», «Маленькая мышка»
Постановочная работа
«Шалунишки» « Детская дружба»
Познакомить и научить детей умению повторять за
Тема 6. Игрушки
взрослым простые танцевальные движения,
имитирующие движение оживших игрушек. Привитие
умения ориентироваться в пространстве. Развивать
фантазию ребенка с помощью знакомых (оживших)
игрушек. Прививать бережное к ним отношение
Танцевальные движения
наклоны и повороты корпуса, головы, широкие шаги
«медведя», прыжки на 2х ногах «зайчик», шаги в
раскачку «утята» и т.п
Танцевальное творчество простые танцы в образе разных знакомых детям
игрушек « Кошка», «Лягушка», «Куколки» Солдатики»
Развивать музыкально-ритмическую координацию
Тема 7.Мы рисуем.
движений, способность выразительно двигаться в
соответствии с характером музыки, используя
предметы. Закреплять умения удерживать правильные
положения корпуса, ног во время исполнения. Умение
общаться с партнером.
Танцевальные движения
легкий бег на п/п, кружение на месте, кружение в паре,
галоп боковой, качание с ноги на ногу с переносом веса
корпуса
Положение рук
взмахи вверх, вниз, в стороны. Руки прямые прижаты к
корпусу, положение «полочка»
Пальчиковые игры
это общепринятое название занятий на развитие мелкой
моторики у детей «Улитка», «У жирафа пятна», «У
оленя дом большой».
Танцевальное творчество танцы, в которых дети умеют быстро перевоплощаться,
сохранять правильное положение корпуса, рук, ног,
умение танцевать в паре. «В коробке с карандашами»,
«Я рисую»
Тема 8.Любимые танцы. Повторение и закрепление полученных знаний, умений
и навыков по пройденным темам. Способствовать
развитию координации и музыкальности исполнения
движений, воображения и образного мышления у детей.

Учебно-тематический план по хореографической работе с детьми младшего
дошкольного возраста (5-6 лет). Содержание программы.
Учебно-тематический план
Месяц

Периодичность
проведения
занятий в неделю

Продолжительность
занятий в минутах

Темы

Октябрь
Ноябрь
Декабрь

1
1
1

1/25
1/25
1/25

Январь
Февраль

1
1

1/25
1/25

Март
Апрель
Май
Итого за
год

1
1
1
32

1/25
1/25
1/25

Знакомство с миром танца
Осенний листопад
Большое морское
путешествие
Зимушка-Зима
Путешествие в теплые
страны
Весна
В хороводе
Любимые танцы

Содержание программы
Темы и разделы
Тема 1. Знакомство с
миром танца

Ориентировка в
пространстве
Танцевальные движения

Положения рук

Описание работы
Способствовать устойчивому формированию
познавательного интереса к хореографическому
искусству через сюжетно-игровую форму занятий с
оригинальным музыкальным содержанием.
Познакомить и научить детей умению повторять за
взрослым простые танцевальные движения,
имитирующие повадки животных. Привитие умения
ориентироваться в пространстве.
Познакомить и научить детей умению повторять за
взрослым простые танцевальные движения,
имитирующие повадки животных. Привитие умения
ориентироваться в пространстве.
танцевальный шаг на полу пальцах, прыжки на двух
ногах с продвижением вперед и вокруг себя, бег на
полу пальцах, пружинистые приседания с
одновременными хлопками на каждый счет,
поочередное сгибание и разгибание ног, кружение на
месте, кружение в паре, галоп боковой, качание с ноги
на ногу с переносом веса корпуса и т.д Положения рук
руки на поясе, руки согнуты перед груд
руки на поясе, руки согнуты перед грудью, руки
раскрыты в стороны, пальцы растопырены, взмахи 22
вверх, вниз, в стороны. Руки прямые прижаты к

Постановочная работа
Тема 2. Осенний
листопад

Танцевальные движения

Лого ритмика

Партерная гимнастика

Постановочная работа
Тема 3. Большое
морское путешествие

Муз-под.игры
Ориентирование в
пространстве
Постановочная работа
Тема4.Зимушка-Зима

корпусу, положение «полочка» ит.д.
« Замри-отомри» «Хорошее настроение»
Познакомить детей с понятиями «осень», «осенние
листочки», «осенний листопад». Расширять знания
детей о понятиях: «танец», «ориентировка в
пространстве», «вытянутые руки вверх», «поочередное
и одновременное поднятие рук вверхвниз», «наклоны
корпуса из стороны в сторону с поднятыми вверх
руками»; «ноги вместе», «ровная спина». Учить
«двигаться по кругу друг за другом, держа интервалы»
шаги на месте и по кругу, ноги поднимаются высоко
вверх, в стороны по 2-й полу выворотной позиции
(«шаги гнома»); «шаги гнома» с поворотом вокруг
себя; прыжки по 1-й прямой (6й) позиции;
Дыхание в движении. Освоение правильной
дыхательной функции при овладении
первоначальными навыками пения и движения. Что
необходимо для развития координации движения
регулирования мышечного тонуса при выполнении
логоритмических упражнений, а впоследствии
исполнения более сложных танцевальных композиций,
насыщенных сложной пластической техникой и
актерским материалом. Упражнения «Перышко»,
«Дышим животом», «Качели», «Пузырь», «Чайник».
Элементы гимнастики и акробатики, как способ
украшения и обогащения танцевальных композиций.
Формирование волевых навыков .Упражнения,
включающие максимальное сгибание туловища
« Листик, листик, листопад»
Познакомить детей с «морем» и его обитателями.
Расширить навыки партерной гимнастики средствами
перевоплощения в морских обитателей. Первичные
навыки и понятия классического танца с помощью
партерных упражнений.
«1,2,3 - фигура... замри» игровые задания на
воображение
средствами перестроения из одной фигуры в другую.
Развитие фантазии, воображения.
« По морям , по волнам» « Медуза»
Познакомить детей с понятиями: «зима», «зимние
северным берегам праздники». Углублять знания детей
о зиме и способствовать развитию мышления,
фантазии через разнообразие атрибутов в танце.
Расширять знание детей о понятиях: «линия»,
«повороты вправо и влево», «выпады вправо и влево».
Учить движения хороводного шага, держась за руки и

соблюдая правильную форму круга.
Ориентирование в
пространстве
Танцевальные движения

Муз-под.игры

Освоение элементов перестроений (круг, змейка,
диагональ)
простой переменный шаг с выносом ноги на пятку в
сторону и одновременным открыванием рук в стороны
; притоп простой, двойной, тройной; простой русский
шаг, простой шаг с притопом с продвижением вперед,
Открывание рук в стороны, руки на поясе, прямое
поднимание рук вверх, вниз «снежинка»
« Снеговик» «Метелица»

Постановочная работа

« Вальс снежинок» « Инопланетяне»

Тема 5. Путешествие в
теплые страны

Познакомить детей с природой и животными жарких стран
Африки. Австралии. Познакомить с «другой» музыкой, новый
темпоритм.

Танцевальные движения
Ориентирование в
пространстве
Муз-под.игры
Постановочная работа
Тема 6. Весна

Прыжки на 2 ногах, качание с ноги на ногу, гуськом
Маршировка с перестроением (две шеренги, шторки,
круг, четыре колонны, квадрат)

Положение рук

« Обезьянки» « Африка»

Муз-под игры

«Чунга-чанга» « Зебрик –ру»
Познакомить детей с понятиями «весна». Учить
передавать характер, особенности поведения кошек,
используя мимику, пластику, воображение, через
движения с сюжетным наполнением танца.
положение на поясе – кулачком; смена ладошки на
кулачок; переводы рук из одного положения в другое
(в характере рус. танца); хлопки в ладоши – двойные,
тройные; руки перед грудью – «полочка»;
«приглашение». Положение рук в паре «лодочка»
(поворот по руку);
шаг с каблука в народном характере; простой шаг с
притопом; простой переменный шаг с выносом ноги на
каблук в сторону
« Дождик», « Проталинки»

Постановочная работа

« Веснянка», «На лугу».

Тема 7. В хороводе

Развивать музыкально-ритмическую координацию
движений, способность выразительно двигаться в
соответствии с характером музыки, используя
предметы. Расширять умение перестраиваться из
большого круга в маленький и наоборот, не держась за
руки. Учить детей новым движениям в работе с
лентой, с платочком, с платком.
кружение на месте, кружение в паре, хороводный шаг
«поочередное поднятие рук вверх-вниз», «круговые

Положение рук

Танцевальные движения

Танцевальные движения
Положение рук

Муз-под.игры
Постановочная работа
Тема 8.Любимые
танцы.

движения руками», «змейка», «водопад».
« Плетень», «Капустка»
« Березка», «Хоровод»
Повторение и закрепление пройденного за учебный
год материала. Способствовать формированию
настойчивости, выдержки в достижении результатов
на занятиях хореографией. Учиться музыкально,
выразительно и эмоционально передавать характерные
движения в танце.

Учебно-тематический план по хореографической работе с детьми младшего
дошкольного возраста (6-7 лет). Содержание программы.
Учебно-тематический план
Месяц

Октябрь

Периодичность Продолжительность
проведения
занятий в минутах
занятий в
неделю
1
1/30

Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Итого за
год

1
1
1
1
1
1
1
32

1/30
1/30
1/30
1/30
1/30
1/30
1/30

Темы

Знакомство с миром
танца
Золотая осень.
Новогодняя сказка.
Рождественская сказка.
С уважением к танцу.
Весенняя капель.
Весна красна.
Чему мы научились.

Содержание программы
емы и разделы
Тема 1. Знакомство с
миром танца
Тема 2. Золотая осень

Ориентирование в
пространстве

Описание работы
Способствовать устойчивому формированию
познавательного интереса к хореографическому
искусству через сюжетно-игровую форму занятий с
оригинальным музыкальным содержанием.
Углублять знания детей об осенних явлениях
природы, разнообразии растительного и животного
мира. Закреплять знания детей о различных
хореографических образах.
Способствовать умению быстро ориентироваться в
пространстве через усложнение элементов

перестроения: самостоятельное перестроение из
большого круга в маленький, движение друг за
другом по кругу, не держась за руки, разучивание
выхода на свое место в танце.
Танцевальные движения Развивать умение двигаться в одном ритме и темпе
с музыкой, передавать настроение музыки через
движение, обогащать двигательный опыт.
Муз-под.игры
« Грибная электричка» « Урожай яблок»
Постановочная работа
« Разноцветный дождик», « Танцующий салат»
Углублять знания детей о признаках зимы. Учить
Тема 3. Новогодняя
выразительно, передавать содержание и характер
сказка Тема 4.
Рождественская сказка танца. С помощью сюжетов из мультфильмов,
сказок, помочь детям раскрыть хореографические
образы и способствовать перевоплощению в
определенных героев
Танцевальные движения Переменный шаг с притопами, приставной шаг,
движение на полусогнутых ногах топающим шагом
Ориентирование в
Движение парами: перестроение из диагонали в
пространстве
шеренги и наоборот
Муз-под. игры
«Зимние забавы» « Снеговик и Снегурочка»
Постановочная работа
« Новогодние игрушки», «Дед Мороз»,
«Новогодняя полька»
Тема 5. С уважением к Углублять знания детей о танце. Закреплять навыки
исполнения танцевальных комбинаций. Учить
танцу
через танцевальные движения, жесты, позы,
мимику передавать содержание танца. Закреплять
бережное отношение к партнеру. Умение
договариваться в паре без слов.
Танцевальные движения Развивать чувство ритма, добиваться слаженного
выполнения движений. Совершенствовать умение
двигаться ритмично, в подвижном темпе,
выразительно, эмоционально
Ориентирование в
средствами перестроения из одной фигуры в
пространстве
другую. Развитие фантазии, воображения.
Муз-под.игры
«Веселые пары»
Постановочная работа
« Вася-Василек» «Дружба крепкая»
Тема 6. Весенняя
капель. Тема 7.Весна
красна.
Танцевальные движения

Положение рук

Знакомить детей с весенней тематикой, с явлениями
природы- капель, радуга.
шаги: бытовой, танцевальный; поклон и реверанс;
аг с высоким подниманием бедра , движения в паре:
легкий бег на полупальцах по кругу лицом и
спиной вперед
Упражнения для кистей рук

Муз-под.игры

«Ручеек», «Найди пару», «Солнышко светит»

Постановочная работа

«Мамочка мамуля», «Веснушки» « Оладушки для
бабушки»
Повторение и закрепление изученного материала за
учебный год. Работать над развитием
выразительности и артистичности в исполнении
разученных танцевальных номеров. Отчетное
выпускное занятие

Тема 8.Чему мы
научились

2.3. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации
программы
Формы, способы, методы и средства реализации Программы подбираются с
учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников,
специфики их образовательных потребностей и интересов в разных видах
детской деятельности.
При реализации образовательной Программы педагог
: • продумывает содержание и организацию совместного образа жизни детей,
условия эмоционального благополучия и развития каждого ребенка;
• определяет единые для всех детей правила сосуществованиия детского
общества, включающие равенство прав, взаимную доброжелательность и
внимание друг к другу, готовность прийти на помощь, поддержать;
• соблюдает гумманистические принципы педагогического сопровождения
развития детей, в числе которых забота, теплое отношение, интерес к каждому
ребенку, поддержка и установка на успех, развитие детской
самостоятельности, инициативы;
• осуществляет развивающее взаимодействие с детьми, основанное на
современных педагогических позициях: «Давай сделаем это вместе»;
«Посмотри, как я это делаю», «Научи меня, помоги мне сделать это»;
• сочетает совместную с ребенком деятельность (игры, труд, наблюдения и
пр.) и самостоятельную деятельность детей;
• ежедневно планирует образовательные ситуации, обогащающие
практический и познавательный опыт детей, эмоции и преставления о мире;
• создает развивающую предметно-пространственную среду;
• наблюдает, как развиваются самостоятельность каждого ребенка и

взаимоотношения детей;
• сотрудничает с родителями, совместно с ними решая задачи воспитания и
развития малышей.
2.4. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Цели и задачи партнерства с родителями (законными представителями):
Семья является институтом первичной социализации и образования, который
оказывает большое влияние на развитие ребенка в младенческом, раннем и
дошкольном возрасте.
Поэтому, при реализации образовательной программы дошкольного
образования художественно-эстетического развития детей по «Хореографии»,
учитываются такие факторы, как условия жизни в семье, состав семьи, ее
ценности и традиции.
Тесное сотрудничество с семьей делает успешной работу педагога
дополнительного образования. Только в диалоге обе стороны могут узнать,
как ребенок ведет себя в другой жизненной среде. Обмен информацией о
ребенке является основой для воспитательного партнерства между родителями
(законными представителями), педагога дополнительного образования
«Хореография» и воспитателями, то есть для открытого, доверительного и
интенсивного сотрудничества всех сторон в общем деле образования и
воспитания детей.
Взаимодействие с семьей в духе партнерства в деле образования и воспитания
детей является предпосылкой для обеспечения их полноценного развития.
Партнерство означает, что отношения всех сторон строятся на основе
совместной ответственности за воспитание и эстетическое развитие детей. Все
стороны преследуют одни и те же цели и сотрудничают для их достижения.
Согласие партнеров с общими целями и методами воспитания и
сотрудничество в их достижении позволяют объединить усилия и обеспечить
преемственность и взаимодополняемость в семейном и в несемейном
образовании.
Особенно важен диалог между педагогом и семьей в случае наличия у ребенка
отклонений в поведении или каких-либо проблем в развитии. Диалог
позволяет совместно анализировать поведение или проблемы ребенка,
выяснять причины проблем и искать подходящие возможности их решения. В
диалоге проходит консультирование родителей (законных представителей) по
поводу лучшей стратегии в художественном образовании и творческом
разностороннем развитии, согласование мер, которые могут быть
предприняты со стороны педагога и семьи.
Таким образом, ведется профилактика и борьба с возникновением отклонений

в развитии детей на ранних стадиях развития.
Уважение, сопереживание и искренность являются важными позициями,
способствующими позитивному проведению диалога.
Диалог с родителями (законными представителями) необходим также для
планирования педагогической работы. Знание педагогами семейного уклада
доверенных им детей позволяет эффективнее решать образовательные задачи,
передавая детям дополнительный опыт.
Педагоги, в свою очередь, также должны делиться информацией с
родителями (законными представителями) о своей работе и о поведении детей
во время пребывания на образовательной ООД.
При проведении музыкальных праздников, концертных программ,
утренников, развлечений всегда привлекаются родители (законным
представителям) к активному участию в выше перечисленных мероприятиях и
в отдельных занятиях.
Поощряется обмен мнениями между родителями (законными
представителями), возникновение социальных сетей и семейная самопомощь.
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
3.1. Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и
воспитания
Занятия танцевального кружка в ДОУ проводятся в специально
оборудованном помещении (музыкальном зале), оснащенным достаточным
количеством оборудования и инвентаря для всестороннего художественного
развития обучающихся, в соответствии особенностям каждого возрастного
этапа, охраны и укрепления их здоровья, а также возможности общения и
совместной деятельности, обучающихся и педагога, двигательной активности
музыкальный центр
музыкальное сопровождение для танцев в формате mp3;
стулья детские;
детские костюмы
детские стульчики
акустические колонки –
мультимедийная установка
Атрибуты для музыкально-танцевальных композиций:
 -осенние листья;
 -снежинки;
 -цветы (пластмассовые);
 -цветные атласные ленты;
 -султанчики;

 -фонарики;
 -плоскостные балалайки;
 -маски различных животных и персонажей;
 -мягкие игрушки;
 -косынки;
 -платочки.
3.3.Организация образовательной деятельности
Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий.
Игровой метод придаёт образовательной деятельности привлекательную
форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает
эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения
и творческих способностей ребёнка.
Программа рассчитана на 36 учебных занятия. Занятия проводятся 1 раз в
неделю. С целью сохранения здоровья и исходя из программных требований
продолжительность занятия соответствует возрасту детей.
Структура занятия по хореографии - общепринятая и состоит из трёх частей:
подготовительной, основной и заключительной.
Подготовительная часть занятия занимает 5-15% общего времени. Задачи
этой части сводятся к тому, чтобы подготовить организм ребёнка к работе,
создать психологический и эмоциональный настрой. В нее входят: гимнастика
(строевые, общеразвивающие упражнения); ритмика; музыкально подвижные
игры; танцы (танцевальные шаги, элементы хореографии, ритмические
танцы); музыкально-¬ритмическая композиция
Основная часть занимает 70-85% от общего времени. В этой части
решаются основные задачи, идёт основная работа над развитием двигательных
способностей. В этой части даётся большой объём знаний, развивающих
творческие способности детей. В нее входят: ритмические и классические
танцы, гимнастика.
Заключительная часть занятия длится от 3 до 7 % общего времени. Здесь
используются упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на
укрепление осанки, пальчиковая гимнастика. В конце занятия подводится
итог, и дети возвращаются в группу.
Рекомендуемая одежда и обувь для занятия: Для девочек: гимнастический
купальник, юбочка шифоновая, волосы должны быть собраны в пучок, на
ногах чешки.
Для мальчиков: футболка, спортивные шорты, чешки.
Формы подведения итогов:
 выступления детей на открытых мероприятиях;
 участие в тематических праздниках;
 итоговое занятие;
 открытые занятия для родителей;
Условия, необходимые для реализации Программы.
Для эффективной реализации программы необходимы следующие условия:
личностное общение педагога с ребенком;
 покрытие пола;
 на каждого ребёнка должно быть отведено 4 метра площади;

 каждый ребенку рекомендуется иметь одежду и обувь для занятия;
 широкое использование технических средств обучения (видео, аудио
техника);
 атрибуты, наглядные пособия;
 зал предварительно проветривать и проводить влажную уборку;
 результативность каждого занимающегося по итогам года.
Список литературы
1. Абдоков, Юрий., Музыкальная поэтика хореографии. Взгляд композитора /
Юрий Абдоков. - М.: МГАХ, РАТИ-ГИТИС, 2010.- 272 c.
2. Балет. Танец. Хореография. Краткий словарь танцевальных терминов и
понятий. - М.: Лань, Планета музыки, 2011. - 624 c.
3. Безуглая, Г.А. Музыкальный анализ в работе педагога-хореографа: Учебное
пособие. Безуглая Г.А. / Г.А. Безуглая. - М.: Лань, Планета музыки, 2015. – 750
4. Борисова, Вера Гимнастика. Основы хореографии / Вера Борисова. - М.:
Бибком, 2012. - 101 c.
5. Буренина, А.И, Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике
для детей дошкольного возраста. СПб: Изд-во:ЛОИРО, 2000
6. Ваганова, А.Я., Основы классического танца. Л: Изд-во:Искусство,2000г.
7. Колодницкий. Г.А.. Музыкальные игры. Ритмические упражнения и танцы
для детей. М: Изд-во: Гном-Пресс,197.
8. Новоскольцева, И., Каплунова, И.,Алексеева. И., Топ-топ каблучок. Часть1.
СПб: Изд-во: Композитор,2005г.
9. Новоскольцева, И.. Каплунова, И.,Алексеева. И., Топ-топ каблучок. Часть2.
СПб: Изд-во: Композитор,2005г.
10.Новоскольцева, И.. Каплунова, И.,Алексеева. И., Потанцуй со мной дружок.
СПб: Изд-во: Композитор,2010г.
11.Федотова, Г.П., Танцы для мальчиков. СПб: Изд-во Музыкальная
палитра,2011г.
12.Холл, Д.. Уроки танцев. М: Изд-во: Астрель,2009г.
13.Энциклопедия. Все обо всем. Музыка и танец. СПб: Изд-во: Астрель,2007.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».