Цель: учить детей свободно выражать свои мысли, общаться со сверстниками и взрослыми, читать соответствующую возрасту литературу. Задачи: Воспитательные: Пробуждение интереса к родной речи; Формирование навыков индивидуальной и коллективной учебной деятельности; Общее гуманитарное развитие личности, воспитание доброжелательного отношения к людям и природе, формирование критического отношения к негативному в жизни; Воспитание положительных качеств характера – трудолюбия, бережного отношения к труду других людей. Развивающие задачи: Развитие мыслительных и эмоциональных способностей; Формирование коммуникативных навыков; Побуждение к самоконтролю и анализу речи других детей. Образовательные задачи: Воспитание звуковой культуры речи; Развитие словаря дошкольника; Работа по формирование грамматической стороны речи; Обучение монологической речи (рассказыванию); Ознакомление с художественной литературой; Формирование навыков работы с литературой как источником информации Пояснительная записка Современная школа требует, чтобы у ребенка, будущего первоклассника был сформирован интерес к устному и печатному слову, чтобы он мог свободно выражать свои мысли, общаться со сверстниками и взрослыми, читать соответствующую возрасту литературу, имел элементарные представления о явлениях языка. Это обуславливает необходимость комплексного подхода, предполагающего решение нескольких задач одновременно на одном занятии. Программа, предлагаемая вашему вниманию, рассчитана на 2 года обучения и предполагает её начало с детьми 5 летнего возраста. Занятия разработаны с учетом возрастных психологических возможностей детей. В основе каждого занятия лежит игровой сюжет, в качестве дидактического материала широко используются игры и игрушки. Мы рекомендуем проведение занятий от имени сказочного или игрового персонажа. Достичь поставленной задачи можно при обеспечении следующих условий: группа детей должна состоять из 10-12 воспитанников на занятие, длящемся 30 минут на третьем. Каждые 10 минут педагог проводит физкультминутку. Оптимально проведение 1 занятия в неделю, желательно во вторник или среду, так как предлагаемый материал достаточно сложен и требует максимальных затрат сил и внимания как детей, так и педагога. Кроме того, педагогам, работающим по данной программе, рекомендуется учитывать и поощрять выполнение детьми заданий в рабочих листах дома, использование пальчиковых игр, скороговорок и игр с движениями. Для анализа эффективности и качества усвоения детьми знаний мы рекомендуем к использованию следующие диагностики: «Проведение звукового анализа слова», автор Л.А. Венгер, В.В. Хохловский (см Приложение № 1); Тест Керна - Йерасека «Определение психологической готовности к школьному обучению». Учебный план 1 год обучения (5-6 лет) Содержание Обеспечение мотивации обучения детей Знакомство детей со звуками А,У и их буквенным обозначением Знакомство детей со звуками О,И и их буквенным обозначением Закрепление пройденного материала Знакомство детей со звуками М, МЬ и их буквенным обозначением Часы 1 1 1 1 1 Знакомство детей со звуками П, ПЬ и их буквенным обозначением Знакомство детей со звуками Б, БЬ и их буквенным обозначением Знакомство детей со звуками В, ВЬ и их буквенным обозначением Знакомство детей со звуками Г, ГЬ и их буквенным обозначением Знакомство детей со звуками К, КЬ и их буквенным обозначением Знакомство детей со звуком Э и его буквенным обозначением Знакомство детей со звуком Ы и его буквенным обозначением Знакомство детей со звуками Д, ДЬ и их буквенным обозначением Знакомство детей со звуками Л, ЛЬ и их буквенным обозначением Знакомство детей со звуками Н,НЬ и их буквенным обозначением Знакомство детей со звуками Р, РЬ и их буквенным обозначением Закрепить знания детей об изученных звуках Знакомство детей со звуками Т, ТЬ и их буквенным обозначением Знакомство детей со звуками Ф, ФЬ и их буквенным обозначением Знакомство детей со звуками Х,ХЬ и их буквенным обозначением Знакомство детей со звуками С,СЬ и их буквенным обозначением Знакомство детей со звуками З,ЗЬ и их буквенным обозначением Знакомство детей со звуками Ж, Ш и их буквенным обозначением Знакомство детей со звуком Ч и его буквенным обозначением Знакомство детей со звуком Щ и его буквенным обозначением Знакомство детей со звуком Ц и его буквенным обозначением Повторить выученные буквы, понятие «гласные звуки, введение понятия «согласные звуки»» Знакомство детей со звуком Й и его буквенным обозначением Знакомство детей со звуками ЙЭ и буквой Е Знакомство детей со звуками ЙО и буквой Ё Знакомство детей со звуками ЙУ буквой Ю Знакомство детей со звуками ЙА и буквой Я Знакомство детей с буквой Ь 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Знакомство детей с буквой Ъ Повторение всех букв Итого 1 1 35 2 год обучения (6-7лет) Содержание Отработать скорость чтения слов 2-3 букв. Составление слов из слогов. Сравнительные и сравнительно описательные рассказы. Чтение слов из 4 букв. Составление слов из букв и слогов. Пересказ диалогов. Чтение слов из 4-8 букв, слогов и слов с сочетанием 2-х согласных. Составление слов из букв и слогов. Слушание, пересказ литературных произведений. Чтение слов любой сложности, чтение простых текстов. Формирования навыка обобщать понятия. Слушание, пересказ литературных произведений. Совершенствования навыка чтения. Сочинительство сказок. Итого Часы 8 2 8 14 3 35 Работа с родителями 1 год обучения Содержание 1. Проведение консультаций: Значение артикуляционной гимнастики в речевом развитии ребенка. Выполнение домашних заданий, как условия формирования навыков учебной деятельности. 2. Оформление рабочих тетрадей воспитанников 3. Презентация специальной и методической литературы по теме 4. Проведение открытых занятий 5. Анкетирование Дата Сентябрь Октябрь Еженедельно Ноябрь, апрель Январь, май Май 2 год обучения Содержание 1. Проведение консультаций: Роль упражнений и игр в отработке навыка чтения. Дата Октябрь Апрель Знакомим с художественной литературой, как условием овладения дошкольниками богатством родного языка. Как преодолеть трудности в обучении чтению ребенка дома? 2. Презентация дидактических игр и пособий по теме «Грамматический строй речи» 3. Проведение открытых занятий 4. Организация тренинга «Уроки общения» 5 Анкетирование Май Февраль Январь, май Апрель Май Приложение № 1 Проведение звукового анализа слова авторы Л.А. Венгер, В.В. Холмоновский Заранее необходимо подготовить карточки (8х14см) с изображением мака, дома, сыра, кита. Под каждым изображением должна быть схема звукового состава слова, состоящая из 3 клеток, соответствующих числу звуков в слове. Кроме того, детям следует раздать наборы фишек, одинаковых по форме и цвету (белые или черные). Диагностика проводится индивидуально с каждым ребенком. Перед ним кладут поочередно карточки, и он должен, назвав нарисованный предмет, установить порядок звуков в этом слове и обозначить их фишками. Называемые ребенком звуки и его действия тщательно фиксируются в протоколе. При количественной обработке полученных данных выявляются правильные и неправильные ответы. Качественный анализ показывает трудности, возникающие у детей в процессе овладения навыками звукового анализа слова, и выявляет зависимость умения анализировать звуки от возраста испытуемого.