Веселая азбука Дополнительная образовательная программа

Цель: учить детей свободно выражать свои мысли, общаться со
сверстниками и взрослыми, читать соответствующую возрасту литературу.
Задачи:
Воспитательные:
 Пробуждение интереса к родной речи;
 Формирование навыков индивидуальной и коллективной учебной
деятельности;
 Общее
гуманитарное
развитие
личности,
воспитание
доброжелательного отношения к людям и природе, формирование
критического отношения к негативному в жизни;
 Воспитание положительных качеств характера – трудолюбия,
бережного отношения к труду других людей.
Развивающие задачи:
 Развитие мыслительных и эмоциональных способностей;
 Формирование коммуникативных навыков;
 Побуждение к самоконтролю и анализу речи других детей.
Образовательные задачи:
 Воспитание звуковой культуры речи;
 Развитие словаря дошкольника;
 Работа по формирование грамматической стороны речи;
 Обучение монологической речи (рассказыванию);
 Ознакомление с художественной литературой;
Формирование навыков работы с литературой как источником информации

Пояснительная записка
Современная школа требует, чтобы у ребенка, будущего первоклассника
был сформирован интерес к устному и печатному слову, чтобы он мог
свободно выражать свои мысли, общаться со сверстниками и взрослыми,
читать соответствующую возрасту литературу, имел элементарные
представления о явлениях языка. Это обуславливает необходимость
комплексного подхода, предполагающего решение нескольких задач
одновременно на одном занятии.
Программа, предлагаемая вашему вниманию, рассчитана на 2 года
обучения и предполагает её начало с детьми 5 летнего возраста. Занятия
разработаны с учетом возрастных психологических возможностей детей. В
основе каждого занятия лежит игровой сюжет, в качестве дидактического
материала широко используются игры и игрушки. Мы рекомендуем
проведение занятий от имени сказочного или игрового персонажа.
Достичь поставленной задачи можно при обеспечении следующих
условий: группа детей должна состоять из 10-12 воспитанников на занятие,
длящемся 30 минут на третьем. Каждые 10 минут педагог проводит
физкультминутку. Оптимально проведение 1 занятия в неделю, желательно
во вторник или среду, так как предлагаемый материал достаточно сложен и
требует максимальных затрат сил и внимания как детей, так и педагога.
Кроме того, педагогам, работающим по данной программе,
рекомендуется учитывать и поощрять выполнение детьми заданий в рабочих
листах дома, использование пальчиковых игр, скороговорок и игр с
движениями.
Для анализа эффективности и качества усвоения детьми знаний мы
рекомендуем к использованию следующие диагностики: «Проведение
звукового анализа слова», автор Л.А. Венгер, В.В. Хохловский (см
Приложение № 1); Тест Керна - Йерасека «Определение психологической
готовности к школьному обучению».
Учебный план
1 год обучения (5-6 лет)
Содержание
Обеспечение мотивации обучения детей
Знакомство детей со звуками А,У и их буквенным
обозначением
Знакомство детей со звуками О,И и их буквенным
обозначением
Закрепление пройденного материала
Знакомство детей со звуками М, МЬ и их буквенным
обозначением

Часы
1
1
1
1
1

Знакомство детей со звуками П, ПЬ и их буквенным
обозначением
Знакомство детей со звуками Б, БЬ и их буквенным
обозначением
Знакомство детей со звуками В, ВЬ и их буквенным
обозначением
Знакомство детей со звуками Г, ГЬ и их буквенным
обозначением
Знакомство детей со звуками К, КЬ и их буквенным
обозначением
Знакомство детей со звуком Э и его буквенным обозначением
Знакомство детей со звуком Ы и его буквенным обозначением
Знакомство детей со звуками Д, ДЬ и их буквенным
обозначением
Знакомство детей со звуками Л, ЛЬ и их буквенным
обозначением
Знакомство детей со звуками Н,НЬ и их буквенным
обозначением
Знакомство детей со звуками Р, РЬ и их буквенным
обозначением
Закрепить знания детей об изученных звуках
Знакомство детей со звуками Т, ТЬ и их буквенным
обозначением
Знакомство детей со звуками Ф, ФЬ и их буквенным
обозначением
Знакомство детей со звуками Х,ХЬ и их буквенным
обозначением
Знакомство детей со звуками С,СЬ и их буквенным
обозначением
Знакомство детей со звуками З,ЗЬ и их буквенным
обозначением
Знакомство детей со звуками Ж, Ш и их буквенным
обозначением
Знакомство детей со звуком Ч и его буквенным обозначением
Знакомство детей со звуком Щ и его буквенным обозначением
Знакомство детей со звуком Ц и его буквенным обозначением
Повторить выученные буквы, понятие «гласные звуки, введение
понятия «согласные звуки»»
Знакомство детей со звуком Й и его буквенным обозначением
Знакомство детей со звуками ЙЭ и буквой Е
Знакомство детей со звуками ЙО и буквой Ё
Знакомство детей со звуками ЙУ буквой Ю
Знакомство детей со звуками ЙА и буквой Я
Знакомство детей с буквой Ь

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Знакомство детей с буквой Ъ
Повторение всех букв
Итого

1
1
35

2 год обучения (6-7лет)
Содержание
Отработать скорость чтения слов 2-3 букв. Составление слов из
слогов.
Сравнительные и сравнительно описательные рассказы.
Чтение слов из 4 букв. Составление слов из букв и слогов.
Пересказ диалогов.
Чтение слов из 4-8 букв, слогов и слов с сочетанием 2-х
согласных. Составление слов из букв и слогов.
Слушание, пересказ литературных произведений.
Чтение слов любой сложности, чтение простых текстов.
Формирования навыка обобщать понятия. Слушание, пересказ
литературных произведений.
Совершенствования навыка чтения.
Сочинительство сказок.
Итого

Часы
8

2
8

14

3
35

Работа с родителями
1 год обучения
Содержание
1. Проведение консультаций:
 Значение артикуляционной гимнастики в
речевом развитии ребенка.
 Выполнение домашних заданий, как условия
формирования навыков учебной деятельности.
2. Оформление рабочих тетрадей воспитанников
3. Презентация специальной и методической литературы
по теме
4. Проведение открытых занятий
5. Анкетирование

Дата
Сентябрь
Октябрь
Еженедельно
Ноябрь, апрель
Январь, май
Май

2 год обучения
Содержание
1. Проведение консультаций:
 Роль упражнений и игр в отработке навыка
чтения.

Дата
Октябрь
Апрель

 Знакомим с художественной литературой, как
условием овладения дошкольниками богатством
родного языка.
 Как преодолеть трудности в обучении чтению
ребенка дома?
2. Презентация дидактических игр и пособий по теме
«Грамматический строй речи»
3. Проведение открытых занятий
4. Организация тренинга «Уроки общения»
5 Анкетирование

Май

Февраль
Январь, май
Апрель
Май
Приложение № 1

Проведение звукового анализа слова
авторы Л.А. Венгер, В.В. Холмоновский
Заранее необходимо подготовить карточки (8х14см) с изображением мака,
дома, сыра, кита. Под каждым изображением должна быть схема звукового
состава слова, состоящая из 3 клеток, соответствующих числу звуков в слове.
Кроме того, детям следует раздать наборы фишек, одинаковых по форме и
цвету (белые или черные).
Диагностика проводится индивидуально с каждым ребенком. Перед ним
кладут поочередно карточки, и он должен, назвав нарисованный предмет,
установить порядок звуков в этом слове и обозначить их фишками.
Называемые ребенком звуки и его действия тщательно фиксируются в
протоколе. При количественной обработке полученных данных выявляются
правильные и неправильные ответы. Качественный анализ показывает
трудности, возникающие у детей в процессе овладения навыками звукового
анализа слова, и выявляет зависимость умения анализировать звуки от
возраста испытуемого.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».