Занимательные эксперименты Дополнительная образовательная программа

Пояснительная записка
Данная программа направлена на развитие поисково-исследовательской
деятельности детей 5-7 лет. Направленность программы: по содержанию является
научно-познавательной, по функциональному назначению – кружковой.
Программа разработана с учетом требований ФГОС ДО к структуре примерной
общеобразовательной программы дошкольного образования« ОТ РОЖДЕНИЯ ДО
ШКОЛЫ», авторы: Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,
М. А. Васильевой. - М.:
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014, предусматривает использование в педагогическом
процессе поисково-исследовательской деятельности, на основе парциальной
программы О.В.Дыбина «Ребенок в мире поиска» и методических пособий:
 О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В.Щетинина «Неизведанное рядом:
занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»
 С.Н.Николаева «Ознакомление дошкольников с наживой природой»
 Л.Н.Прохорова «Организация экспериментальной деятельности»
 Н.А.Рыжова «Маленький исследователь в детском саду»
 А.И.Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в саду»
Новизна (инновационность) предоставляемого педагогического опыта.
Новизна состоит в том, что данная программа формирует первоначальные
исследовательские умения детей, включает дошкольников в активную познавательную
деятельность, в частности, исследовательскую через интеграцию образовательных
областей.
Актуальность программы в том, в основе ее лежит метод обучения дошкольников –
экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных
сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. В
процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его
мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать
операции анализа, сравнения и классификации, обобщения.
Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны
воспитания. Инициатива их проведения распределяется равномерно между
воспитателем и детьми. Роль педагога возрастает, он не навязывает своих советов и
рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратиться за
помощью. Необходимо способствовать пробуждению самостоятельной мысли детей, с
помощью наводящих вопросов, направлять рассуждения в правильное русло.
В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов,
обозначающих свойства объектов и явлений. Таким образом, экспериментальная
деятельность дает детям дошкольного возраста возможность самостоятельного
нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений,
управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает
как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на
окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.
Дети по своей природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая
активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего
мира, он хочет познавать. Исследовательское поведение дошкольника – главный
источник для получения представлений о мире. Основой познавательной активности
ребенка в экспериментировании являются противоречия между сложившимися
знаниями, умениями, навыками, усвоенным опытом достижения результата методом
проб и ошибок и новыми познавательными задачами, ситуациями, возникшими в

процессе постановки цели экспериментирования и ее достижения. Источником
познавательной активности становиться преодоление данного противоречия между
усвоенным опытом и необходимостью трансформировать, интерпретировать его в
своей практической деятельности, что позволяет ребенку проявить самостоятельность
и творческое отношение при выполнении задания.
Метод детского экспериментирования имеет огромный развивающий потенциал.
Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные
представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с
другими
объектами
и
средой
обитания.
Экспериментирование предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на
вопросы «как» и «почему?», позволяет почувствовать себя учёным, исследователем,
первооткрывателем.
Проблема заключается в том, что, мы торопимся научить ребёнка тому, что
считаем главным, часто не уделяя должного внимания его собственным
исследовательским порывам, пытаясь направить его познавательную деятельность в
русло,
которое
сами
считаем
наиболее
важным.
Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих
маленьких и больших «открытий». При правильной организации работы, когда
взрослый – не учитель и наставник, а равноправный партнер, у детей формируется
устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них
ответы. Инициатива по проведению экспериментов переходит в руки детей, они сами
задумывают опыт, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы.
Принципы программы:
 Принцип научности:
- предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и
практически апробированными методиками;
- содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и
дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике
дошкольного образования.
 Принцип целостности:
- основывается на комплексном принципе построения непрерывности и
непрерывности
процесса
поисково-исследовательской
деятельности;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов,
детей и родителей.
 Принцип систематичности и последовательности:
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач , развития
поисково-исследовательской
деятельности
дошкольников;
- предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям
применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;
- формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных
повторений.
 Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания
- предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства,
обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенкадошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;
- обеспечивает психологическую защищенность ребенка эмоциональный комфорт,

создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности
ребенка.
 Принцип доступности:
- предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту
формах работы с детьми;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и
детей и самостоятельной деятельности воспитанников;
 Принцип активного обучения:
- предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской
деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем
решения
доступных
проблемных
задач;
- обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников,
способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.
 Принцип креативности:
- предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее
сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и
поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач
и проблемных ситуаций.
 Принцип результативности:
- предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме
независимо от уровня интеллектуального развития детей.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ КРУЖКА:
Способствовать
развитию
познавательной
активности
дошкольников,
любознательности к самостоятельному познанию и мышлению у детей дошкольного
возраста посредством поисково-исследовательской деятельности.
Для достижения поставленной задачи определила ряд задач:
 Развивать интерес, инициативность, любознательность и познавательный
интерес
детей в процессе элементарных исследований, экспериментов,
наблюдений и опытов;
 Обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы,
искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя
результат экспериментальной деятельности, решать проблемные ситуации,
выполнять творческие задания;
 Обучать приемам сравнения, анализа, обобщения и классификации;
 Развивать познавательные умения (задавать вопросы поискового характера,
выдвигать гипотезы, делать выводы, элементарно прогнозировать последствия);
 Расширять представления о физических явлениях и физических свойствах
предметов окружающего мира;
 Учить фиксировать результаты исследований;
 Формировать опыт выполнения техники безопасности при проведении
экспериментов;
 Воспитывать стремление к самостоятельной познавательной активности.
Умение взаимодействовать со сверстниками.
Задачи по возрастам:
Старшая группа:
1. Расширять знания естественно-научные представления об окружающем мире;

2. Формировать умения самостоятельно находить новые конструктивные решения
для выполнения заданий;
3. Способствовать установлению связей и отношений между системами объектов и
явлений, применяя различные средства;
4. Создавать условия для самостоятельного целенаправленного включения
обследовательских действий в поисковую деятельность;
5. Способствовать развитию самостоятельности, активности, коммуникативности.
Подготовительная группа:
1. Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с
элементарными знаниями из различных областей наук;
2. Формировать умение работать поэтапно, соблюдая правила безопасности;
3. . Самостоятельно пользоваться приборами – помощниками при проведении игрэкспериментов. Оборудованием для детского экспериментирования;
4. Фиксировать результаты опытов, экспериментов, наблюдений, используя
графические символы;
5. Создавать условия для самостоятельного установления связей между системами
объектов и явлений с применением различных средств;
6. Совершенствовать умение определять способ получения необходимой информации
по имеющимся условиям и цели деятельности;
7. Содействовать активному проявлению стремления к преобразованию, творчески
подходить к решению конструктивных задач, самостоятельно придумывать и
осуществлять оригинальные замыслы;
8. Развивать социально-личностное развитие каждого ребёнка: развитие
коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного
самоконтроля и саморегуляции своих действий
Для достижения поставленной цели имеет место взаимодействие с родителями:
 Изготовление, сбор материала, оборудование уголка экспериментирования.
 Наглядная информация:
 «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».
 «Играя, познаем».
 «Что нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к
познавательной активности».
 Консультации:
 «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».
 «Детские вопросы – взрослые ответы».
 «Значение детского экспериментирования для психического развития
ребенка».
 «Обучение и познание мира через игру».
 Анкетирование «Экспериментируем дома».
 Фотовыставки о кружковой работе.
 Открытый показ кружковой работы.
Ожидаемые результаты:

Сформировано положительный интерес к играм-экспериментам, улучшение речевого
развития.
Расширяются представления о физических явлениях и физических свойствах
предметов окружающего мира.
Сформированы простейшие навыки работы с оборудованием для детского
экспериментирования.
Дети принимают активное участие в совместной деятельности с взрослым, и в
самостоятельном познании мира.
Развиты такие личностные качества как: ответственность, уверенность в своих силах,
самостоятельность, доброжелательное отношение друг к другу, умение работать
вместе
Сроки реализации программы : 2 года
Программа позволяет индивидуализировать сложные игровые задания: более
сильным детям можно находить варианты посложнее, менее подготовленным – работу
попроще. При этом обучающий и развивающий смысл игры сохраняется. Это дает
возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, научить без боязни
творить и создавать.
В процессе работы по программе кружка дети усваивают причины возникновения
звука, свойства воды, представления о плывучести предметов, свойства воздуха,
свойства глины, способности магнита притягивать предметы, причину возникновения
солнечных зайчиков, свойствами стекла, свойствами металла, свойствами резины,
свойствами пластмассы.
Образовательная деятельность по программе «Занимательное
эксперементирование» состоит из организационной, теоретической и практической,
причем большее количество времени занимает практическая деятельность.
Основными формами организации детского экспериментирования являются:
наблюдения, экскурсии, игровые, сюжетные, занятия с использованием опытно –
экспериментальной
деятельности,
с
использованием
мультимедийного
сопровождения, проекты.
Формы занятий: по количеству детей – фронтальные, индивидуальные, по
особенностям коммуникативного воздействия педагога и детей – занятии – опыты,
лабораторные работы (деятельность в мини-лаборатории), по дидактическим целям –
занятия по углублению знаний, практические занятия, занятия по систематизации и
обобщению знаний, интегрированные занятия.
Методы и приемы:
• эвристические беседы;
• постановка и решение вопросов проблемного характера;
• наблюдения;
• моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
• опыты;
• фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов,
трудовой
деятельности;
• «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
• подражание голосам и звукам природы;

• использование художественного слова;
• дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие
ситуации;
• поручения, действия.
Педагогические технологии:
 технология игрового обучения;
 личностно-ориентированная технология;
 технология проектной деятельности;
 технология ТРИЗ;
 технология исследовательской деятельности;
 технология проблемного обучения ;
 информационные технологии.
Организационно-методическое обеспечение программы.
Программа рассчитана:
 Состоит из 26-28 занятий, в каждом из которых свои цели и задачи;
 Продолжительность одно занятия составляет 15-20 в старшей группе, 20-25 в
подготовительной группе.
Оснащение мини-лаборатории:
1. Место для постоянной выставки, где дети размещают музей, различные
коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и
т. д.)
2. Место для приборов.
3. Место для выращивания растений.
4. Место для хранения материала (бросового и природного).
5. Место для проведения опытов.
6. Место для неструктурированных материалов (стол «песок-вода», или емкость
для воды, песка, мелких камней и т. п.).
Приборы и оборудование:
1. Лупы, зеркала, различные весы (безмен, напольные, аптечные, настольные),
магниты, термометры, бинокли, веревки, линейки, песочные часы, глобус,
лампа, фонарик, венчики, взбивалки, щетки, губки, пипетки, желоба,
одноразовые шприцы без игл, пищевые красители, ножницы, отвертки, винтики,
терки, клей, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, колесики, мелкие вещи из
различных материалов (дерево, пластмасса, металл), мельницы.
2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины,
мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.
3. Материалы: а) природные (желуди, шишки, семена, скорлупа, сучки, спилы
дерева, крупа и т. п.); б) бросовые (пробки, палочки, куски резиновых шлангов,
трубочки для коктейля и т. п.).
4. Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, древесная стружка,
опавшие листья, измельченный пенопласт)
Правила безопасности жизнедеятельности детей

1. Работа под наблюдением взрослого.
2. Все вещества эксперимента брать только ложечкой.
3. Грязными руками не трогать глаза.
4. Не брать руки в рот.
Перспективное планирование
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
ТЕМА

ЦЕЛЬ

1-2 неделя
сентября
мониторин
г
3-я неделя «Что нужно Установить как
растениям
растение ищет
сентября
для
свет.
питания?»

ОБОРУДОВА
НИЕ

ХОД ОПЫТА

Комнатные
растения
с
твердыми
листьями
(фикус,
сансевьера),
лейкопластырь.

Взрослый предлагает детям письмозагадку: что будет, если на часть
листа не будет попадать свет (часть
листа будет светлее). Предположения
детей проверяются опытом: часть
листа
заклеивают
пластырем,
растение ставят к источнику света на
неделю. Через неделю пластырь
снимают. Дети делают вывод: без
света питание в растениях не
образуется.
Дети рассматривают черенки герани
или бальзамина с корешками,
уточняют функции корешков (они
укрепляют растение в почве, берут из
нее влагу). Я что еще могут брать
корешки из земли? Предположения
детей обсуждаются. Рассматривают
пищевой
сухой
краситель«питание», добавляют его в воду,
размешивают. Выясняют, что должно
произойти, если корешки могут
забирать не только воду ( корешок
должен окраситься в другой цвет).
Через несколько дней результаты
опыта дети зарисовывают в виде
дневника наблюдений. Уточняют,
что будет с растением, если в земле
окажутся вредные вещества (
растение погибнет, забрав вместе с
водой вредные вещества).
Взрослый предлагает выяснить с
помощью выращтвания лука, нужени
ли свет для жизни растений.
Закрывают часть лука колпаком из
плотного
темного
картона.
Зарисовывают результат опыта через
7-10 дней (лук под колпаком стал
светлым). Убирают колпак. Через 710
дней
вновь
зарисовывают

чего Доказать, что
4-я неделя «Для
корешки?»
растения
сентября
всасывают
воду, уточнить
функцию коней
растений,
установить
взаимосвязь
строения
и
функции.

Черенок
бальзамина
корешками,
вода
пищевым
красителем.

1-я неделя «На свету и Определить
в темноте»
факторы
октября
внешней
среды,
необходимые
для роста и
развития
растений.

Лук, коробка из
прочного
картона,
две
емкости
с
землей.

с
с

2-я неделя «Растение – Доказать, что
насос»
корешок
октября
растения
всасывает воду
и
стебелек
проводит
ее:
объяснить
опыт,
пользуясь
полученными
знаниями.

Изогнутая
стеклянная
трубка,
вставленная в
резиновую
трубку длиной
3 см., взрослое
растение,
прозрачная
емкость,
штатив
для
закрепления
трубки.

3-я неделя «Умная
галка»
октября

Мерная
емкость
водой,
камешки,
предмет
емкости.

4неделя «Куда
делась вода»
октября

1-я неделя «Упрямый
воздух»
ноября

Познакомить с
тем,
что
уровень воды
повышается,
если в воду
класть
предметы.
Выяснить
процесс
испарения
воды,
зависимость
скорости
испарения от
условий
(
температура
воздуха,
открытая
и
закрытая
поверхность
воды).

с
в

Три
мерные
одинаковые
емкости
с
окрашенной
водой.

результат( лук на свету позеленел –
значит в нем образовалось питание.
Детям предлагают использовать
взрослое растение бальзамина на
черенки, поставить их в воду.
Надевают конец резиновой трубки на
оставшийся от стебля пенек. Трубку
закрепляют, опускают свободный
конец в прозрачную емкость.
Поливают почву, наблюдая за
происходящим ( через некоторое
время
в
стеклянной
трубке
появляется вода и начинает стекать в
емкость). Выясняют почему (вода из
почвы через корешки доходит до
стеблей и идет дальше). Дети
объясняют, используя знания о
функциях
корней
и
стеблей.
Результат зарисовывают.
Перед детьми ставиться задача:
достать предмет не опуская рук в
воду. Дети предлагают варианты.
После выполнения опыта делают
вывод: что предметы заполняя
емкость с водой выталкивают ее.

Дети наливают равное количество
воды в емкости, делают отметку
уровня, ставят в разные условия:
закрытую открытую емкости – между
оконными рами, открытую – в тепло,
на батарею. В течение недели
наблюдают процесс испарения, делая
отметки на стенках емкостей и
фиксируя
результаты
в
дневникенаблюдений. Обсуждают,
изменилось ли количество воды
(уровень воды стал ниже отметки),
куда исчезла вода ( частицы воды
поднялись с поверхности в воздух).
Дети делают вывод, что в тепле
испарение происходит быстрее, чем в
холоде (потому что частицы воды
активнее и чаще поднимаются с
поверхности воды); когда емкость
закрыта, испарение слабое9частицы
воды не могут испариться из
закрытого сосуда).
Обнаружить,
Шприцы,
Дети рассматривают шприц, его
что воздух при емкость
с устройство (цилиндр, поршень) и
сжатии
водой
демонстрируют действия с ним:
занимает
(подкрашенной отжимают поршень вверх, вниз без
меньше места: ).
воды; пробуют отжать поршень,
сжатый воздух
когда пальцем закрыто отверствие;
обладает
набирают воду в поршень, когда он

силой, может
двигать
предметы.

2-я неделя «Сухой
воды»
ноября

3-я неделя «Что
быстрее?»
ноября

4-я неделя
ноября

«Теневой
театр»

из Определить,
что
воздух
занимает
место.

Обнаружит
атмосферное
давление.

Понять,
образовывается
тень, ее
зависимость от
источника
света и
предмета, из
взаиморасполо
жение.

Емкость
с
водой,
деревянные
бруски
с
флажками,
банки ( в них
должен
свободно
входить брусок
с флажком).
Два
листа
писчей бумаги.

Диапроектор
или
фильмоскоп,
оборудование
для теневого
театра.

вверху и внизу. Взрослый предлагает
детям объяснить результаты опыта,
рассказать о своих ощущениях при
выполнении действий. В конце опыта
дети выясняют, что воздух при
сжатии занимает меньше места:
сжатый воздух обладает силой,
которая может двигать предметы.
Взрослый предлагает детям опустить
брусок в воду, понаблюдать, как он
плавает. Выясняют, почему он не
тонет (дерево легче воды), как можно
его утопить (опустить на дно), не
намочить (опускать в воду, накрыв
банкой).
Дети
самостоятельно
выполняют действия. Обсуждают,
почему брусок не намок (потому что
в банке находиться воздух).
Взрослый предлагает подумать, если
одновременно выпустить из рук два
листа бумаги: один горизонтально,
другой вертикально (показывает, как
держать в руках), то какой быстрее
упадет. Слушает ответы, предлагает
проверить. Сам демонстрирует опыт.
Почему
первый
лист
падает
медленно, что его задерживает
(воздух давит на него снизу). Почему
второй лист падает быстрее (он
падает ребром, и поэтому воздуха
под ним меньше). Дети делают
вывод: вокруг нас воздух, и он давит
на все предметы (это атмосферное
давление).
Дети рассматривают оборудование
для теневого театра. Обсуждают, как
и почему получается изображение (
нужен источник света в затемненной
комнате и светлый экран на стене –
когда контур тени будет четким, а
сама тень – темнее; луч света
доходит до предмета и дальше не
проходит – образуется тень,
повторяющая контур предмета).
Выясняют, все ли предметы дают
тень, почему не все (прозрачные
предметы пропускают через себя
световые лучи, поэтому они не дают
тени, например, оконное стекло).
Делают вывод: предметы
(изображения персонажей) должны
быть непрозрачными, плотными,
лучше черными (меньше отражаются
от света). Дети рассматривают
фигурки, тени от них. Определяют,

1-я неделя «Магнитные
силы»
декабря

Выявить
свойства
магнита:
прохождение
магнитных сил
через
различные
материалы
и
вещества.

Пластмассовая
тарелка,
фанера, картон,
оргстекло,
фольга, ткань,
бумага, стакан
с
водой,
магнит;
мелкие,
реагирующие
на
магнит
предметы:
емкость
с
песком
и
мелкими
металлическим
и предметами.

2-я неделя «Необычная
скрепка»
декабря

Определить
способность
металлических
предметов
намагничивать
ся.

Магнит,
скрепки,
мелкие
пластинки из
металла,
проволочки.

– Познакомить с
3-я неделя «Чудо
прическа»
проявлением
декабря
статистическог
о
электричества
и

Пластмассовая
прическа,
воздушный
шарик, зеркало,
ткань

как правильно держать их (по
отношению к свету. Экрану и пр.).
Распределяют роли, обязанности,
размещают оборудование,
показывают выбранную сказку.
Взрослый
предлагает
выяснить,
могут
ли
магнитные
силы
действовать на расстоянии, как
проверить
(медленно
подвести
магнит на наблюдать за предметом;
действие магнита прекращаются на
большом расстоянии). Уточняют,
могут ли магнитные силы проходить
через разные материалы, что для
этого надо сделать (положить с
одной стороны предмет, с другой –
магнит и перемещать его). Выбирают
любой материал, проверяют действие
магнитных сил
через него;
накрывают мелкие предметы чемнибудь,
подносят
магнит,
приподнимают его; насыпают мелкие
предметы на исследуемый материал
и снизу подносят магнит. Делают
вывод: магнитные силы проходят
через многие материалы. Взрослый
предлагает детям подумать, как
найти потерянные часы в песке на
пляже,
иголку
на
полу.
Предположения детей проверяют:
поместить в песок мелкие предметы,
подносят к песку магнит.
Взрослый предлагает детям поднести
магнит к скрепке, рассказать, что с
ней
произошло
(притянулась),
почему (на нее действуют магнитные
силы). Осторожно поднести скрепку
к более мелким металлическим
предметам, выяснить, что с ними
происходит (они притянулись к
скрепке), почему (скрепка стала
«магнитной»).
Осторожно
отсоединяют первую скрепку от
магнита, вторая держиться, выясняют
почему (скрепка намагнитилась).
Дети составляют цепочку из мелких
предметов, осторожно поднося их по
одному к ранее намагниченному
предмету.
Взрослый
предлагает
детям
выяснить, почему иногда волосы
становятся непослушными (торчат в
разные стороны). Предположения
детей обсуждаются с помощью
вопросов бывают ли волосы такими,

возможностью
снятия его с
предметов.

4-я неделя
праздники
1-2 неделя
января
каникулы
3-я неделя «Волшебни
января
ки»

4-я неделя «Вертушка»
января

Установить
причину
возникновения
статического
электричества.

если они мокрые, если они сухие.
Взрослый предлагает детям перед
зеркалом
причесать
волосы,
энергично
проводя
расческой,
поднять расческу на некоторое
расстояние над головой. Выяснить,
что происходит с волосами ( они
электрилизуются и поднимаются
вверх). Повторяют опыт. Выясняют,
почему одежда иногда прилипает к
телу (она трется о тело получает
«электричество»
при
глажении,
становиться наэлектрилизованной).

Пластмассовые
шарики,
авторучки,
пластины
оргстекла,
фигурки
из
бумаги, нитки,
пушинки,
кусочки ткани,
янтаря, бумаги.

Выявить
Три
взаимодействи пластмассовые
е
двух расчески, мех.
наэлектрилизов
анных
предметов.

Взрослый ставит перед детьм задачу:
как сделатьпредметы волшебными,
чтобы они могли притягиватьк себе
(протереть
тканью
о
волосы,
одежду).
Предположения
дети
оформляют в виде алгоритма или
пиктограммы. Выполняют действия,
проверяя электрилизаию предметов,
взаимодействиес
различными
материалами. Делают вывод о
возникновении притягивающих сил.
Устанавливают
оргстекло
на
подставку, под которой лежат
фигурки их бумаги. Выясняют, как
заставить
фигурки
двигаться:
используют для натирания стекла
разные
материалы,
фигурки
прилипают к стеклу. Дети протирают
влажной тканью стекло и смотрят,
что произошло с фигурками (
фигурки
упали
на
стол,
«электричество»
кончилось,
оргстекло перестало притягивать).
Взрослый подвешивает расческу на
длинной нити. Спрашивает детей, как
заставить ее вращаться, ничем не
дотрагиваясь (подуть, подействовать
какой-нибудь
силой).
Предположения детей обсуждают.
Электризуют
вторую
расческу,
поднося ее к первой, заставляют
вращаться. Выясняют, почему это
происходит
(«электрическая
«
расческа
притягивает
«наэлектрилизованную» и заставляет
ее вращаться).
Электрилизуют
подвешенную

что
1-я неделя «Почему все Понять,
падает
на земля обладает
февраля
землю?»
силой
притяжения.

Предметы из
разных
материалов
(дерево,
металл,
пластмасса,
бумага, пух).
Емкость
с
водой, песком,
металлические
шарики.

к
2-я неделя «Где живет Подвести
эхо?»
пониманию
февраля
возникновения
эха.

Пустой
аквариум,
ведра
пластмассовые
и
металлические,
кусочки ткани,
веточки, мяч.

расческу, поднося к ней вторую
наэлектрилизованную
расческу,
обращают внимание, куда теперь
движется
первая
расческа
(
вращается
в
другую
сторону).Соединяют две одинаковые
пластмассовые
расчески
крестообразно, подвешивают их на
нить. Выясняют, как заставить их
вращаться. Предположения дети
оформляют
в виде алгоритма
действий,
проверяют,
поднося
третью
наэлектрилизованную
расческу к краям «вертушки»
Дети подбрасывают предметы вверх.
Проверяют, что с ними происходит,
какие быстрее падают на землю,
какие дольше держаться в воздухе,
какие они по весу(предметы легкие
по
весу,
имеющие
большую
поверхность в воздухе, держаться
дольше).
Рассматривают предметы, выясняют
материал, из которого они сделаны.
Отпускают вес предметы на пол. По
звуку определяют, какой предмет
ударился сильнее, почему (тяжелые
предметы
ударяются
сильнее).
Одинаковые шарики опускают с
разной высоты над емкостью с
песком. Выясняют, когда удар был
сильнее,
как
догадались(удар
сильнее, если предмет падает с
большой высоты, и тогда в песке
увеличивается
углубление).
Отпускают предметы с разной
высоты над емкостью с водой.
Выясняют, когда удар был сильнее,
как догадались (удар был сильнее,
если предмет падает с большей
высоты: при падении предмета с
большей высоты в воду больше
брызг.). Объясняют, почему опасно
прыгать с высоких предметах (удар о
землю будет сильнее).
Дети
определяют,
что
такое
эхо(явление, когда сказанное слово,
песенка слышится еще раз, как будто
кто-то повторяет их). Называют. Где
можно услышать эхо (в лесу, арке
дома, в пустой комнате). Проверяют
серией опытов, где оно бывает, а где
его быть не может. Каждый ребенок
выбирает емкость и материал для ее
заполнения. Сначала произносят

какое-нибудь
слово
в
пустой
аквариум или большую стеклянную
банку, ведро. Выясняют, есть ли в
немэхо (да, звуки повторяются).
Затем заполняют емкость тканью,
веточками, сухими листьями и т.п.
произносят
звуки.
Выясняют,
повторяются ли они в этом случае
(нет, эхо исчезло). Играют с мячом:
отбивают его от пола, от стены; от
кресла, от ковра. Замечают, как
скачет мячик (хорошо отскакивает,
возвращается в руки, если ударяется
о
твердые
предметы,
и
не
возвращается, остается на месте, если
ударяется о мягкие предметы.)Так же
происходит
со
звуками:
они
ударяются о твердые предметы и
возвращаются к нам в виде эха.
Выясняют почему в пустой комнате
эхо живет, а в заполненной мягкой
мебелью – нет(звук не отражается от
мягких предметов и не возвращается
к нам).
Пластмассовая Взрослый
предлагает
выяснить,
3-я неделя «Как сделать Выявить
звук громче» причины
расческа, рупор может ли расческа издавать звуки.
февраля
усиления звука. из картона.
Дети проводят пальцем по концам
зубьев, получают звук. Объясняют,
почему
возникает
звук
от
прикосновения пальцев и издают
звуки: дрожание по воздуху доходит
до слуха и слышится звук). Звук
слабый, тихий. Ставят один конец
расчески на стул. Повторяют опыт.
Выясняют, почему звук стал громче
(в случае затруднения предлагают
одному ребенку проводить пальцем
по зубьям, а другому в это время –
легонько пальцами коснуться стула),
что чувствуют пальцы. Делают
вывод: дрожит не только расческа, но
и стул. Стул больше, и звук
получается
громче.
Взрослый
предлагает проверить этот вывод:
прикладывая конец расчески е
разнообразнымпредметам: к столу,
кубику, кние, цветочному горшку и
т.д. (звук усиливается, так как
колеблется большой по размеру
предмет).
Дети представляют, что заблудились
в лесу, пытаются позвать когонибудь издалека, приложив руки ко
рту. Выясняют, что ощущают руки
(колебания), стал ли звук громче(

4-я неделя «Вкусный
опыт»
февраля

Выявить
использование
в
быту
изменения
агрегатного
состояния
твердых
веществ.

Свеча
или
спиртовка,
баночка
для
тушения свечи,
чайная ложка,
металлическая
тарелочка,
кисточка,
растительное
масло,
«леденцы».

1-я неделя «Наши
помощникимарта
глаза»

Познакомить
со строением
глаза,
функцией его
частей.

2-я неделя «Сколько
ушей»
марта

Определить
значимость
расположения
ушей по обеим
сторонам
головы
человека,
познакомить со
строением уха,
его ролью для

Зеркало,
пиктограммы:
брови,
ресницы, веко,
глазное яблоко,
модель глаза.
Картинки
с
контурным
рисунком
головы
человека,
на
которых есть
ошибки
в
изображении
ушей
(одно,
три уха, оба

звук усилился), какой прибор часто
используют капитаны на кораблях,
командиры,
когда
отдают
команды(рупор). Дети берут рупор,
уходят в самый дальний конец
комнаты, подают команды сначала
без рупора, а потом с рупором.
Делают вывод: команды через рупор
громче, так как от голоса начинает
дрожать рупор и звук получается
более сильным.
Дети
рассматривают
леденцы,
пробуют на вкус, выясняют, какие
они (сладкие, по вкусу напоминают
сахар), из каких частиц состоят (из
твердых; чтобы разъединить кусочек,
нужны усилия). Дети выполняют
опыт по алгоритму. Смазывают
ложку и тарелочку растительным
маслом (оно поможет потом снять
сахар с ложки), насыпают в ложку
сахарного песка, нагревают ее над
пламенем, переносят полученное
содержимое ложки в тарелочку.
Определяют, что происходит с
сахаром при его нагревании ( он
становиться жидким, переливается
свободно в тарелочку, от тепла из
твердого вещества он превращается в
жидкое). Выясняют что происходит с
сахаром в жидком состоянии, когда
его перестают нагревать ( он
переходит в твердое состояние). Дети
пробуют
полученные
леденцы.
Взрослый предлагает им ответить,
станет ли сахар жидким от
солнечного тепла ( тепла солнца не
хватит для превращения сахара в
жидкость).
Детям загадывают загадку о глазах.
Рассматривают свои глаза в зеркало,
рассказывают, из каких частей
состоит глаз( веко, ресницы, глазное
яблоко), где он находиться (в
глазнице).
Взрослый дает несколько команд:
подойти, сесть на стульчики и
т.д.Выясняет, почему именно эти
действия дети выполнили (услышали
команду)Ю
что
помогло
детямуслышать название действий
(уши), для чего нужны уши (слышать
приближение
опасности,
гудок
машины, рычание зверя и т.д.;
слышать речь других людей и

ориентировки в сверху головы,
пространстве.
уши животных
и
т.д.)схема
строения уха
человека.

не Выявить
Повязки
3-я неделя «Если
видишь»
возможность
глаза
марта
частичной
компенсации
зрения другими
органами
(например,
пальцами), как
можно
положительно
и отрицательно
влиять
на
глаза.

общаться с ними, слышать музыку,
звуки природы: шелест листвы, шум
дождя и др.;по звуку узнавать
предметы: шелест бумаги, бульканье
воды и т.д.Детям дается задание:
выбрать картинки с правильным
изображением ушей. Выясняют,
почему другие картинки неверны.
Делают вывод: у человека по одному
уху с правой и с левой стороны
головы, чтобы слышать с обеих
сторон.
Взрослый
предлагает
поразмышлять, что было бы, если бы
не было ушей, если бы ухо только с
одной стороны. Дети делятся на
пары, выполняют команды: позвать
напарника, когда закрыты у него оба
уха, позвать со стороны закрытого
уха; окликнуть его со стороны
открытого уха и т.д. По окончании
опыта
дети
делятся
своими
впечатлениями. Взрослый, используя
схему, рассказывает им о строении
уха. (продолжение стр. 112)
на Дети выясняют, чем отличается
зрениу у животного и у человека:
рассуждают о проблемах незрячих
людей и о том, как они общаются,
читают, как им можно помочь. Затем
проводят игру «Поводырь» ( у
одного ребенка завязывают глаза,
другой ведет его между предметами).
Детей делят на две группы? Детям
первой группы завязывают глаза,
дети второй группы выбирают себе
пару из первой группы, тихо
подходят к ним, и те должны
обследоват лицо, прическу, одежду,
узнать
голос,
назвать
имя.
Обсуждают,
как
трудно
ориентироваться людям, если они
лишены зрения. Дети выясняют, как
относиться к слепым людям( надо
заботиться о них помогать в их
действиях). Называют причины, из-за
которых может испортиться зрение:
читать в темноте, низкие наклоны
при рисовании, проведение много
времени у телевизора и др.
Выясняют, как можно помочь своим
глазам (делать гимнастику для глаз).
Взрослый обучает детей гимнастике
для глаз; объясняет, чем упражнения
полезны. Предлагает подумать, как
могут читать слепые люди, а затем

4-я неделя «Родственни
ки стекла»
марта

Узнать
предметы,
изготовленные
из
стекла,
фаянса,
фарфора.
Сравнить
их
качественные
характеристики
и свойства.

Стеклянные
стаканчики,
фаянсовые
бокалы,
фарфоровые
чашки,
вода,
краски,
деревянные
палочки,
алгоритм
деятельности.

1-я неделя «Мир
бумаги»
апреля

Узнать
различные
виды
бумаги
(салфеточная,
писчая,
оберточная,
чертежная),
сравнить
их
качественные
характеристики
и
свойства.
Понять,
что
свойства
материала
обусловливают
способ
его
использования.
Узнать
различные
виды тканей,
сравнить
их
качества
и
свойства:
понять,
что
свойства
материала
обусловливают
способ
его
употребления.

Квадраты,
вырезанные из
разных видов
бумаги,
емкости
с
водой,
ножницы.

2-я неделя «Мир
ткани»
апреля

Небольшие
кусочки ткани
(вельвет,
бархат,
бумазея),
ножницы,
емкости
с
водой,
алгоритм
деятельности.

угадать с закрытыми глазами, на
ощупь выпуклые буквы или рисунки:
придумать предметы для тех, кто
слабо видит или не видит.
Дети вспоминают свойства стекла,
перечисляют
его
качественные
характеристики
(прозрачность,
твердость,
хрупкость,
водонепроницаемость,
теплопроводимость).
Взрослый
рассказывает о том, что и стеклянные
станы, и фаянсовые бокалы, и
фарфоровые
чашки
являются
«близкими
родственниками».
Предлагает сравнить качества и
свойства этих материалов, определив
алгоритм проведения опыта: налить
в три емкости подкрашенную воду
(степень прозрачности), поставить их
ан
солнечное
место
(теплопроводимость), деревянными
палочками постучать по чашкам
(звенящий
фарфор).
Обобщить
выявленные сходства и различия.
Дети рассматривают разные виды
бумаги. Выясняют общие качества и
свойства, актуализируя прошлый
опыт (горит, намокнет, мнется,
рвется, режется). Взрослый выясняет
у детей, чем же тогда будут
отличаться свойства разных видов
бумаги. Дети высказывают свои
предположения.
Все
вместе
определяют алгоритм деятельности:
смять четыре разных кусочка бумагиразорвать пополам- разрезать на две
части –опустить в емкости с водой.
Выясняют, какой вид бумаги быстрее
сминается, намокнет и т.д. А какой медленнее.
Дети рассматривают вещи, сшитые
из разных видов тканей, обращают
внимание на общую характеристику
материала
(мнется,
режется,
намокает,
горит).
Определяют
алгоритм проведения сравнительного
анализа разных видов ткани: смятьразрезать на две части каждый кусокпопытаться
разорвать
пополамопустить в емкость с водой и
определить скорость намоканиясделать общий вывод о сходстве и
различии
свойств.
Взрослый
акцентирует внимание детей на

Участвовать в
3-я неделя «Построим
город
из коллективном
апреля
песка»
преобразовани
и,
проявлять
умение видеть
возможности
преобразования
,
доводить
работу
до
логического
конца.

Песок,
вода,
лопатки,
совочки,
формы для игр
с
песком,
ведра.

Научить делать Бумага, схема
4-я неделя «Защитим
себя
от шапочку
из изготовления
апреля
солнца»
бумаги по типу шапочки.
ригами:
реализовать
представления
о
солнце,
полученные в
ходе поисковой
деятельности.

1- неде
ля
мая
2-я неделя
мая
3-я неделя
мая
4-я неделя
мая

зависимости применения того или
иного вида ткани от ее качеств.
В течении 2-3 дней взрослый
актуализирует представления детей о
свойствах
песка,
предлагает
выступить в роли архитекторов:
создать город из песка, чертят план
города. Во время сооружения
взрослый напоминает о важности
мощного
фундамента
и
необходимости увлажнения песка
для повышения прочности построек.
Можно предложить детям провести
конкурс
наиболее
интересных
проектов зданий. И именно их
возвести в центральной части.
Постройки обыгрываются.
Взрослый рассказывает о солнечном
ударе и обосновывает необходимость
защиты организма в жаркие дни.
Взрослый
создает
проблемную
ситуацию: «Как защитить себя от
солнца?» Выслушав ответы детей,
напоминает об обязательном наличии
головного убора в этот период и
предлагает сделать его из бумаги.
Актуализирует знания о свойствах
материала.
Дети
рассматривают
схему изготовления и приступают к
выполнению
работы.
Шапочки
используются на прогулках.

Праздники
Мониторинг
Мониторинг
Подведение
итогов

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
ТЕМА
1- неде Мониторинг
ля
сент
ября
2-я неделя Мониторинг
сентября
3-я неделя «Куда
прячутся
сентября
корни?»

ЦЕЛЬ

Установить
связь
видоизменений
частей

ОБОРУДОВА
НИЕ

ХОД ОПЫТА

Два растения в Взрослый предлагает полить два
горшках
с растения по-разному? Циперус- в
поддоном,
поддон, герань- по корешок. Через
модель
некоторое время дети обращают

растения
с
выполняемыми
функциями и
факторами
внешней
среды.
4-я неделя «Многомало»
сентября

Выявить
взаимосвязь
количества
испаряемой
жидкости
от
размера
листьев.

1-я неделя «Живые
комочки»
октября

Определить,
как
преобразовалис
ь
первые
живые
организмы.

2-я неделя «Чем нюхает Понимать, что
червяк?»
живой
октября
организм
приспосаблива
ется
к
изменяющимся
условиям

зависимости
внимание, что в поддоне появились
растений
от корешки
циперуса.
Затем
факторов
рассматривают герань и выясняют,
внешней
почему в поддоне у герани не
среды.
появились корешки( корни не
появились, так как они тянуться за
водой; у герани влага в горшке, а не в
поддоне).
Три растения: Взрослый
предлагает
выяснить
одно-с
почему растения с крупными
крупными
листьями необходимо поливать чаще,
листьями,
чем с мелкими. Дети выбирают
второе-с
растения с разными по величине
обычными,
листьями, проводят опыт, используя
третье- кактус; незаконченную модель зависимости
целлофановые размера листьев и количества
пакетики,
выделяемой
воды
(отсутствует
нитки.
изображение символа –много, мало
воды). Дети выполняют следующие
действия: надевают пакетики на
листья, закрепляют; наблюдают за
изменениями в течении суток;
сравнивают количество испаряемой
жидкости. Результаты оформляют в
виде модели зависимости растений
от факторов внешней среды (чем
крупнее листья, тем больше влаги
они испаряют и тем чаще их надо
поливать),
достраивают
модель
изображения нужно символа
Емкость
с Взрослый обсуждает с детьми, могли
водой, пипетка, ли на Земле сразу появиться все
растительное
живые организмы, которые живут
масло.
сейчас. Дети объясняют, что из
ничего не может появиться сразу ни
растение,
ни
животное,
предполагают, какими могли быть
первые живые организмы, наблюдая
за
единичными
масляными
пятнашками в воде. Дети вращают,
покачивают емкость, рассматривают,
что происходит с пятнышками ( они
объединяются ). Делают вывод:
возможно, так объединяются и
живые организмы.
Земляные
Дети рассматривают червяка через
черви,
лупу, выясняют особенности его
бумажные
строения (гибкое членистое тело,
салфетки,
оболочка, отростки, с помощью
ватный шарик, которых
он
передвигается);
пахучая
определяют, есть ли у него обоняние.
жидкость,
Для этого смачивают вату пахучей
лупа.
жидкостью, подносят к разным
частям тела и делают вывод: червяк
чувствует всем телом.

3-я неделя «Заплесневе
лый хлеб»
октября

Установить,
что для роста
мельчайших
живых
организмов
(грибков)
нужны
определенные
условия.

Полиэтиленов
ый
пакет,
ломтики хлеба,
пипетка, лупа.

4-я неделя «Фильтрова
ние воды».
октября

Познакомиться
с
процессом
очистки воды
разными
способами.

Промокательна
я
бумага,
воронка,
тряпочка,
речной песок,
крахмал,
емкости.

1-я неделя «Замерзание
жидкостей».
ноября

Познакомить с Емкости
с
различными
одинаковым
жидкостями.
количеством
Выявить
обычной
и
различия
в соленой воды,
процессах
молоком,
замерзания
соком,
различных
растительным
жидкостей.
маслом.

2-неделя
ноября

«Реактивны
й шарик»

Выявить, что Воздушные
воздух
шары.
обладает
упругостью.
Понять,
как
может

Дети знают, что хлеб может
портиться – на нем начинают расти
мельчайшие организмы (плесневелые
грибки). Составляют алгоритм опыта,
помещают хлеб в разные условия: а)в
теплое место, в полиэтиленовый
пакет; б) в холодное место; в) в
теплое
сухое
место,
без
полиэтиленового пакета. Проводят
наблюдение в течении нескольких
дней, рассматривают результаты
через лупу, зарисовывают ( во
влажных теплых условиях –первый
вариант – появилась плесень; в сухих
или холодных условиях плесень не
образуется). Дети рассказывают, как
люди научились дома сохранять
хлебопродукты
(хранят
в
холодильнике, сушат из хлеба
сухари).
Взрослый предлагает детям замутить
воду крахмалом, а затем очистить ее.
Вместе с детьми выясняет, как
сделать
разные
очистительные
устройства – фильтры по алгоритму
(из песка, тряпочки, промокательной
бумаги).
Дети
изготавливают
фильтры и проверяют их действие;
выясняют, какой фильтр лучше
очищает
воду
9промокательная
бумага).
Дети
рассматривают
жидкости,
определяют различия и общие
свойства
жидкостей
(текучесть,
способность
принимать
форму
сосудов).
Затем
приготавливаютраствор
соленой
воды по алгоритму, заливают
соленый раствор и обычную воду в
формочки, ставят на длительное
время в холод. Затем вносят
формочки,
рассматривают,
определяют,
какие
жидкости
замерзли, а какие нет. Дети делают
вывод: одни жидкости замерзают
быстрее,
другие
медленнее;
устанавливать
зависимость
температуры замерзания жидкости от
ее плотности.
Дети с помощью взрослого надувает
воздушный шар, отпускает его и
обращает внимание на траекторию и
длительность его полета. Выясняет,
что для того, чтобы шарик летел,
надо его больше надуть: воздух,

использоваться
сила
воздуха
(движение).

3-я неделя «Свечка
банке».
ноября

в Выявить, что
при
горении
изменяется
состав воздуха
(кислорода
становиться
меньше), что
для
горения
нужен
кислород.
Познакомиться
со способами
тушения огня.

Свеча, банка,
бутылка
с
обрезанным
дном.

4-я неделя «Фокус
«сухим
ноября
воды».

Продемонстрир
из овать
существование
атмосферного
давления, то,
что воздух при
остывании
занимает
меньший объем
(сжимается).

Тарелка
с
водой,
покрывающей
дно,
монета,
стакан.

1-я

неделя Передача

Понимать, как Зеркала, схема

вырываясь
из
«горлышка»,
заставляет двигаться шарик в
противоположную
сторону.
Взрослый рассказывает детям, что
такой же принцип используется в
реактивных двигателях.
Взрослый
предлагает
детям
выяснить, как модно погасить свечку
(пламя), не прикасаясь ни к свече, ни
к пламени и не задувая ее. Вместе со
взрослым проводят опыт: зажигают
свечу,
накрывают
ее
банкой,
наблюдают до тех пор, пока свеча не
погаснет. Взрослый подводит детей к
вывод о том, что для горения нужен
кислород,
который
при
этом
превращается в углекислый газ.
Поэтому когда доступ кислорода к
огню прекращается, огонь гаснет.
Люди это используют для тушения
пожарах
(вода
при
высокой
температуре превращается в пар и
препятствует доступу кислорода).
Дети называют и другой вариант
тушения пламени – засыпать пламя
песком, землей ( тогда кислород не
будет поступать и пламя погаснет).
Взрослый предлагает детям вынуть
монету из воды (поднять ее ср дна)
не намочив пальцы. Дети называют
разные способы, проверяют их.
Взрослый предлагает провести опыт
по алгоритму: зажечь внутри стакана
бумажку или прогреть его кипятком
и,
когда
воздух
нагреется,
опрокинуть стакан на тарелку рядом
с
монетой.
Через
некоторое
времябумага под стаканом погаснет,
воздух начнет остывать, а вода
постепенно
втянется
стаканом,
обнажив дно тарелки. Когда монета
обсохнет, ее можно взять не намочив
пальцы. Дети объясняют причину:
воздух сначала нагрелся в стакане и
расширился, как все нагретые тела;
его избыток вышел из стакана. Когда
же он начал остывать, его уже стало
недостаточно, воздух снаружи начал
давить на воду сильнее, чем в
стакане.
Таким
образом,
под
давлением
наружного
воздуха
(воздушного
давления)
вода
втянулась под стакан. (продолжение
стр. 148)
Дети
рассматривают
движение

декабря

«солнечного
зайчика»

2-неделя
декабря

«Земля
магнит»

3-неделя
декабря

«Как
увидеть
молнию»

4-я неделя
декабря
1-2 неделя
января
3-я неделя
января

Праздники

можно
многократного
многократно
отражения.
отразить свет и
изображение
предмета,
т.е.увидеть его
там, где не
должно быть.

– Выявить
Шар
из
действия
пластилина с
магнитных сил закрепленной
Земли.
на
нем
намагниченной
английской
булавкой,
магнит, стакан
с
водой,
обычные
иголки,
растительное
масло.

Выяснить, что
грозапроявление
электричества
в природе.

Кусочки
шерстяной
ткани,
воздушный
шар, рупор.

солнечного зайчика. Обсуждают, как
он получается (отражение света от
зеркала). Выясняют, что произойдет,
если в том месте на стене, куда
попал зайчик, поместить еще одно
зеркало ( он отразиться еще раз).
Взрослый рассказывает о больной
девочке, которой друзья таким
образом помогли увидеть солнечный
лучик, который к ней сам попасть не
смог (солнце в ее окно не светило.)
Затем дети в паре «передают» друг
другу
солнечных
зайчиков,
зарисовывают процесс двукратного
отражения
светового
луча
с
помощью двух зеркал в виде схемы.
Взрослый спрашивает у детей, что
будет с булавкой, если поднести к
ней магнит (она притянется, так как
металлическая). Проверяют действие
магнита на булавку, поднося его
разными
полюсами,
объясняют
увиденное.
Дети
смазывают
намагниченную
иголку
жиром,
аккуратно опускают на поверхность
воды.
Замечают
направление,
осторожно вращают стакан (иголка
возвращается
в
исходное
положение).
Дети
объясняют
происходящее действием магнитных
сил Земли. Затем рассматривают
компас, его устройство, сравнивают
направление стрелки и иголки в
стакане.
Сложенные друг на друга кусочки
ткани дети натирают воздушным
шаром
(или
пластмассовым
предметом). Поднося к ни рупор (для
усиления
звука)
и
медленно
разъединяют ткань. Выясняют, что
произошло с тканью при натирании
(она наэлектрилизовалась), появился
треск – проявление электричества).

Каникулы
«Звуки
воде»

в Выявить
особенности
передачи звука
на расстоянии (
звук быстрее
распространяет
ся
через
твердые
и

Большая
емкость
водой,
камешки).

Взрослый предлагает детям ответить,
с передаются ли звуки в по воде.
Вместе с детьми составляет алгоритм
действий: бросить камешек и
слушать звук его удара о дно
емкости. Затем приложить ухо к
емкости и бросить камень; если звук
передается поводе, то его можно

жидкие тела).

услышать. Дети выполняют оба
варианта опыта и сравнивают
результаты. Делают вывод: во втором
варианте звук был громче, значит,
через воду звук проходит лучше, чем
через воздух.
Выявить
Проволока без Дети
с
помощью
взрослого
4-я неделя «Поющая
струна»
причины
покрытия,
закрепляют проволоку на деревянной
января
происхождения деревянная
рамке, слегка натянув ее. Дергая
низких
и рейка.
проволоку, слышат звук, наблюдают
высоких звуков
за частотой колебаний. Выясняют,
(частота звука).
что звук слышится низкий, грубый,
проволока
дрожит
медленно,
колебания
хорошо
различимы.
Натягивают
проволоку сильнее,
повторяют опыт. Выясняют, какой
получился звук (звук стал тоньше,
проволока
дрожит).
Меняя
натяжение проволоки, еще несколько
раз проверяют зависимость звучания
от частоты колебаний. Дети делают
вывод:
чем
сильнее
натянута
проволока, тем выше звук.
Весы, свечка, Дети рассказывают , из какого
1-я неделя «Волшебные Выявить
превращени изменения
мелкие
материала
сделана
свеча
(из
февраля
я»
агрегатных
предметы для парафина), что парфин может быть
состояний
уравновешиван жидким, описывают условия, при
веществ
под ия свечи.
которых он становиться жидким (при
воздействием
нагревании).
Проеряют
температуры
«превращения»,
предварительно
(твердыепоместив свечу на одну из чаш весов
жидкиеи уравновесив ее с помощью гирек
газообразные).
или мелких предметов. Чаши весов
находятся на одном уровне, значит
вес одной чаши равен весу другой.
Зажигают свечу, наблюдают за
горением.
Через
10-15
минут
замечают, что свеча превращается в
жидкость. Отмечают, что, хотя
жидкость остается в чаше, она
поднимается вверх, становиться
легче. Дети с помощью взрослого
доказывают,
что
часть
свечи
превратилась
в
газообразное
вещество ( запах, иногда видна
копоть
над
пламенем;
если
подержать
над
свечой
металлическую
платину,
она
закоптиться).
не Выяснить, что Ложки
Дети помещают в горячую воду
2-я неделя «Как
обжечься»
предметы
из пластмассовые, ложки из разных материалов так,
февраля
разных
деревянные,
чтобы в воде была половина ложки.
материалов
алюминиевые, У верхней части ложки закрепляют с
нагреваются
нержавеющий
помощью парафина скрепки. Дети
по-разному
материал,
отмечают, что ложки нагреваются,

(теплопроводи
мость
материалов).

скрепки,
кусочки
парафина или
пластилина.

парафин течет, скрепки падают.
Выясняют, что с верхней части
алюминиевой ложки скрепка падает
быстрее
(алюминиевая
ложка
нагревается быстрее, передает тепло
скрепке и парафину).
Взрослый предлагает детям поиграть
в «веселых человечков»: дети делятся
на две команды, договариются по
секрету от взрослого о материале,
который оин будут представлять.
Становятся ложками из разных
матеиалов – «передают тепло» поразному,
с
разной
скоростью
«передача тепла» детьми, уточняет,
из какого материала посуда не
нагревается быстро (из пластмассы и
дерева). На примере опыта с ложками
дети отмечают, что у пластмассовой
и деревянной посуды нагреваются те
части, которые опущены в горячую
воду.
Познакомить
Два
Дети зажигают лампу, представляют,
3-я неделя «Далекоблизко»
детей с тем, как термометра,
что это Солнце, помещают два
февраля
удаленность от настольная
термометра на расстоянии 10 и 100
Солнца влияет лампа, длинная см (вдоль метра ) от лампы.
на температуру линейка (метр). Определяют, где будет температура
воздуха.
выше ( от лампы идут лучи светатепло, и термометр, расположенный
ближе, получит больше энергии и
больше нагревается). Дети делают
вывод: чем дальше от лампы, тем
больше расходятся в сторону лучи и
тем меньше попадают на второй
термометр, следовательно, они не
смогут
сильно
его
нагреть.
Рассматривают с детьми модель
Солнечной системы; определяют
удаленность разных планет от
Солнца; отмечают, на какой из
планет теплее всего ( на планете,
которая ближе к Солнцу –Меркурии).
Поясняют это с помощью описанного
выше опыта (чем ближе к Солнцу
планета, тем больше она получает
солнечной
энергии;
у
более
удаленных
планет
атмосфера
холоднее).
как Пластилин,
Взрослый
предлагает
детям
4-я неделя «Чем ближе, Узнать,
тем
расстояние до линейка, рейка определить, на всех ли планетах, как
февраля
быстрее»
Солнца влияет метровой
на Земле, год длиться 365 дней ( за
на
время длины.
это время Земля совершает оборот
обращения
вокруг
Солнца).
Дети
под
планеты вокруг
руководством взрослого выполняют
него.
действия: лепят из пластилина два

1-я неделя «Мир
ткани»
марта

Называть ткани
(ситец, шерсть,
капрон, драп,
трикотаж);
сравнивать
ткани по их
свойствам;
понимать, что
эти
характеристики
обусловливают
способ
использования
ткани
для
пошива вещей.

Образцы
тканей (ситец,
шерсть,
капрон, драп,
трикотаж),
емкости
с
водой,
ножницы.

2-я неделя «Мир
металлов»
марта

Называть
разновидность
металлов
(алюминий,
сталь,
жесть,
медь, бронза,
серебро),
сравнивать их
свойства;
понимать, что
характеристики
металлов
обусловливают
способы
их
использования

Кусочки
алюминиевой,
стальной,
медной
проволоки.
Полоски жести,
кусочки
бронзы
и
серебра,
спиртовка,
спички,
ножницы.

шарика размером с грецкий орех:
помещают один из них на конец
линейки, а другой – на конец
длинной рейки; ставят линейку
вертикально на пол рядом так, чтобы
пластилиновые шарики оказались
сверху.
Затем
одновременно
опускают
рейку
и
линейку.
Отмечают,
что
шарик,
прикрепленный к линейке, упал
быстрее.
Взрослый,
используя
модель
Солнечной
системы,
объясняет,
что
эти
действия
напоминают
движения
планет,
которые непрерывно обращаются
вокруг Солнца (Меркурий -за 68
земных дней, Плутон – за 250, 6
земных лет). Дети делают вывод: чем
ближе планета к Солнц, тем короче
на ней год, так как она быстрее
вращается вокруг него.
Дети рассматривают предлагаемые
виды ткани, отмечают наиболее
яркие их различия ( цвет, структуру
поверхности). Описывают свойства
ткани, определяют по алгоритму
последовательность действий: смять
ткань
и
сравнить
степень
сминаемости – разрезать пополам
каждый кусочек ткани и сравнить,
насколько легко работать ножницами
– попытаться разорвать кусочки на
две части и сравнить степень
необходимости усилия – опустить в
емкости с водой и определить
скорость впитывания влаги. Делают
общий вывод о сходстве и различиях
ткани. Взрослый обращает внимание
детей на зависимость использования
материала от его свойств и качеств.
Дети рассматрвают предлагаемый
материал, определяют, из чего он
сделан,
вспоминают
основные,
общие
свойства
металлов
(металлический блеск, ковкость,
теплопроводимость,
твердость).
Взрослый предлагает до проведения
опыта определить, чем отличаются
представленные материалы. Дети
подтверждают или опровергают свои
предположения,
действуя
по
алгоритму:
оценивают
степень
проявления металлического блеска –
оценивают
степень
теплопроводимости – определяют

в быту и на
производстве.

3-я неделя «Мир
пластмасс»
марта

Узнавать вещи,
сделанные из
разного
вида
пластмасс
(полиэтилен,
пенопласт,
оргстекло,
целлулоид);
сравнивать их
свойства;
понимать, что
от
качественных
характеристик
пластмасс
зависят
способы
их
использования.

Кусочки
и
игрушки
из
разного
вида
пластмасс,
спиртовка,
спички.

4-я неделя «Парашют – Совершенствов
зонтик»
ать
умения
марта
работать
с
бумагой,
доводить
начатое дело до
конца,
использовать
знания,
приобретенные
в
ходе
поисковой
деятельности.

Бумага, клей, 8
узких тесемок,
палочка,
булавка.

твердость металлов – ковкость
(способность металлов приобретать
заданную форму под воздействием
высокой температуры и без нее) –
делают выводы о сходстве и
различиях металлов. Обсуждают, что
из каких металлов можно сделать.
Дети рассматривают разные виды
пластмасс,
изделия
из
них.
Обращают внимание на общие
свойства
(плотность,
горение,
непрозрачность,
твердость).
Взрослый
предлагает
детям
высказать предположения, какой вид
пластмасс будет более твердым,
плотным, горючим, прозрачным и
т.д. Дети определяют алгоритм
деятельности:
оценивают
прозрачность – выявляют плотность
– определяют твердость – наблюдают
за реакцией горения, сравнивают
скорость горения. Делают вывод о
различиях между разными видами
пластмасс. Замечают, что от свойств
материала
зависит
его
использование.
Взрослый
предлагает
детям
вспомнить, какие парашюты им
известны. Показывает свою модель,
спрашивает,
почему
возможен
прыжок
с
парашютом,
какие
свойства
воздуха
этому
способствуют.
Все
вместе
рассматривают
парашют,
анализируют
способ
его
изготовления. Дети самостоятельно
определяют, что для этой модели
необходима бумага, палочка, 8 узких
тесемок,
булавка.
Взрослый
показывает
схему
изготовления
парашюта
–
зонтика,
дети
определяют
последовательность
действий: на палочку длиной 30 см
на расстоянии 10 см от конца
наклеить полоску бумаги в 5-7 слоев
так, чтобы получилось кольцо; ниже
него сделать второе кольцо из
бумаги, но не приклеивать его, так,
как оно должно скользить по
палочке;
к
нижнему
кольцу
приклеить 8 узких тесемок длиной 10
см – это стропы парашюта; купол
диаметром 20 см вырезать из легкой
бумаги;
к
куполу
приклеить
оставшиеся
концы
тесемок;

1-я неделя «Магнитный
театр»
апреля

2-я неделя «Часы»
апреля

3-я

неделя «Вулкан»

прикрепить купол к палочке тонкой
булавкой, под головку которой
надеть бусинку.
Проявлять
Бумага, клей, В ходе предварительной работы
творчество,
картон,
взрослый узнает сказку, наиболее
совершенствов карандаши,
любимую
детьми
группы,
и
ать
умение фломастеры,
изготавливает
шаблоны,
работать
с шаблоны,
изображающие ее героев. Вносит в
бумагой
и ножницы,
комнату магнитную доску и магниты,
ножницами,
магниты,
вместе с детьми обсуждает свойства
самостоятельно магнитная
магнитов, спрашивает, где можно их
определять
доска.
использовать. Взрослый предлагает
последовательн
детям выступить в роли создателей
ость работы.
спектакля.
Определяют
последовательность работы. Первый
этапсоздание
героев
(дети,
пользуясь шаблонами, переносят
контуры на картон и цветную бумагу,
вырезают
их,
наклеивают,
дорисовывают необходимые детали
и прикрепляют магнит к каждой
фигурке);
второй
этап
–
распределение ролей, а также
овладение техникой показа; третий
этап – показ спектакля для
сверстников
или
младших
дошкольников. В дальнейшем набор
персонажей может дополняться, что
окажет положительное влияние на
развитие
словесного
творчества
детей.
Использовать
Картон,
Взрослый
предлагает
детям
знания,
фломастеры,
вспомнить о том, каково строение
полученные в проволока,
часов и как можно узнать, который
ходе поисковой ножницы.
сейчас час. Показывает детям схему
деятельности.
изготовления
часов.
Дети
Придавать
определяют алгоритм деятельности:
работе
прикрепить круг из бумаги к кругу из
законченный
картона;
отдельно
нарисовать
характер,
стрелки на листе картона и вырезать
проявлять
их; проделать отверстия в центре
творческий
циферблата и на тупых концах
потенциал
в
стрелок; прикрепить стрелки к
ходе
циферблату с помощью проволоки,
выполнения
закрутив ее концы в виде спирали;
работы.
нарисовать цифры по окружности
картонного круга. Для получения
модели настольных часов можно
предложить детям приклеить этот
циферблат к коробке. Изготовление
модели часов могут использоваться
на занятиях по формировании.
Элементарных
математических
представлений.
Совершенствов Пластиковая
Дети рассматривают иллюстрации с

апреля

ать
умение
работать
с
различными
материалами,
проявлять
стремление к
преобразовани
ю, творчески
подходить
к
решению
поставленных
задач.

емкость,
провод,
лампочка,
пластиковые
бутылки, мох,
губка,
камешки,
песок,
клей,
древесные
опилки,
пластилин,
папиросная
бумага желтого
и
красного
цвета,
резиновая
трубка.

4-я неделя «Комнатный
садик»
апреля

Участвовать в
коллективном
преобразовани
и
объекта,
проявлять
стремление к
преобразовани
ю,
самостоятельно
придумывать и
реализовать
свои замыслы в
соответствии с
общей целью.

Пластиковая
емкость,
высушенные
растения, сухие
веточки
деревьев,
песок, глина,
камушки, мох,
губка,
древесные
опилки,
мочало, краски,
кисточки.

изображением извержения вулкана,
высказывают
предположения
о
причинах происходящего. Взрослый
обращает внимание на красоту этого
явления и напоминает об опасностях,
связанных с ним. Спрашивает, не
хотели бы дети иметь в группе свой
вулкан. Предлагает сделать макет,
объясняет
последовательность
действий: в пластмассовой емкости
устанавливают несколько равных по
величине
пластиковых
бутылок
(высота зависит от величины макета),
самая высокая из них – жерло
вулкана.
Обкладывают
их
скомканной бумагой и обмазывают
пластилином,
на
котором
в
дальнейшем
рассыпают
песок,
опилки, окрашенные в зеленый цвет,
мох. Из губки делают кустарники и
располагают их у подножия вулкана.
По краям кратера (горлышко самой
высокой бутылки) прикрепляют
узкие полоски бумаги красного и
желтого цвета. В пластиковой
емкости проделывают два отверстия:
одно- для электрической лампочки,
другое для резиновой трубки ( чтобы
продемонстрировать
появление
дыма). Если через резиновую трубку
пустить струю воздуха или дыма и
зажечь
лампочку,
бумажные
ленточки поднимутся из кратера и
будут шевелиться в клубах дыма.
Макет может использоваться на
занятиях
по
ознакомлению
с
природой.
Взрослый
загадывает
несколько
загадок о растениях, которые растут
на садовом участке, предлагает
создать макет сада и разместить его в
группе. Прежде чем приступить к
работе, дети составляют план
размещения растений, который в
дальнейшем используют в качестве
ориентира.
Условием
создания
макета является выбор только тех
растений, которые произрастают в
нашей климатической зоне. Дети
самостоятельно
распределяют
обязанности
между
собой
и
приступают к работе: деревья
изготавливают из веточек, губки;
цветы – из высушенных растений;
плоды и ягоды – из пластилина или

глины.
Почвенный
покров
имитируют с помощью песка. В
соответствии с планом размещают
все
объекты
в
пластиковом
контейнере.
1-я неделя Праздники
мая
2-3- неделя Мониторин
мая
г
4-я неделя Подведение
мая
итогов

Инструментарий для мониторинга результатов опыта работы.
Вводная диагностика проводится по методике
«Выбор деятельности» (Л.Н. Прохорова)
Методика исследует предпочитаемый вид деятельности, выявляет место детского
экспериментирования в предпочтениях детей.
На картинках изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности:
1- Игровая;
2- Чтение книг;
3- Изобразительная;
4- Детское экспериментирование;
5- Труд в уголке природы;
6- Конструирование из разных материалов.
Ребенку предлагается выбрать ситуацию, в которой он хотел бы оказаться.
Последовательно делается три выбора. Все три выбора фиксируют в протоколе
цифрами 1,2,3. За первый выбор засчитывается 3 балла, за второй 2-балла, за – 1 балл.
Вывод делается по сумме выборов в целом по группе.
Результаты оформляются в таблицу:
№
Шифр ребенка
Выбор деятельности
1
2
3
4
5
6

Итоговая диагностика проводится по методике
«Маленькие исследователи» (Л.Н.Прохорова)
Методика исследует предпочитаемые детьми материалы в процессе
экспериментирования, выявляет степень устойчивости интересов ребенка.
Детям предлагается схематическое изображение уголка экспериментирования с
различными материалами и предметами.
Ребенку предлагается осуществить последовательно три выбора:
«К тебе пришел в гости маленький исследователь. С чем бы ты посоветовал ему
позаниматься. Выбери, куда бы он отправился в первую очередь».

После этого ребенку предлагают повторить выбор второй и третий раз.
Все три выбора фиксируют в протоколе цифрами 1,2,3. За первый выбор
засчитывается 3 балла, за второй – 2 балла, за третий – 1 балл.
Вывод делается по сумме выборов в целом по группе.
Результаты оформляют в таблицу:
№
Шифр ребенка
Выбор деятельности
1
2
3
4
5
6
7

Высокий

уровни

Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью
Отношение к
эксперименталь
ной
деятельности
Познавательное
отношение
устойчиво.
Ребенок
проявляет
инициативу и
творчество в
решении
проблемных
задач.

Средний

В большинстве
случаев ребенок
проявляет
активный
познавательный
интерес

Целеполагание

Планирование

Реализация

Самостоятельно
видит
проблему.
Активно
высказывает
предположения.
Выдвигает
гипотезы,
предположения,
способы их
решения,
широко
пользуясь
аргументацией
и
доказательства
ми.

Самостоятельно
планирует
предстоящую
деятельность.
Осознанно
выбирает
предметы и
материалы для
самостоятельно
й деятельности
в соответствии
с их
качествами,
свойствами,
назначением.

Действует
планомерно.
Помнит о цели
работы на
протяжении
всей
деятельности.
В диалоге со
взрослым
поясняет ход
деятельности.
Доводит
начатое дело до
конца.

Видит
проблему
иногда
самостоятельно,
иногда с
небольшой
подсказкой
взрослого.
Ребенок
высказывает
предположения,
выстраивает
гипотезу
самостоятельно
или с
небольшой
помощью
других
(сверстников
или взрослого)

Принимает
активное
участие при
планировании
деятельности
совместно со
взрослым

Рефлексия

Формулирует в
речи: достигнут
или нет
результат,
замечает
неполное
соответствие
полученного
результата
гипотезе.
Способен
устанавливать
разнообразные
временные,
последовательные, причинные
связи. Делает
выводы.
Самостоятельно Может
готовит
формулировать
материал для
выводы
экспериментиро самостоятельно
вания, исходя
или по
из их качеств и наводящим
свойств.
вопросам.
Проявляет
Аргументирует
настойчивость в свои суждения
достижении
и пользуется
результатов,
доказательства
помня о цели
ми с помощью
работы.
взрослого.

Показатели уровня развития любознательности как основы поисковоисследовательской деятельности. (По Поздняк Л.В)
Группа_________________Дата_______________Воспитатель____________________
Фамили
я, имя,
ребенка

Показатели и уровня развития
Интеллектуальная инициативность
Настойч
Познавательный
Итого
ивость
интерес
Проявля Не
Часто Спра
Способ С
Проя Уме
ет
испытыва задае шивае ность
интере вляет ет
инициат ет
т
т
о доводит сом
самос расс
иву
в затруднен вопро непон ь
воспри тояте казы
формиро ий
в сы
ятном начатое нимает льнос вать
вании
формиров
дело до новую ть в ,
вопроса ании
конца
инфор реше обсу
вопроса
.
мацию нии
жда
задач ть

Высокий уровеньСредний уровеньНизкий уровеньСписок литературы:
О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В.Щетинина «Неизведанное рядом: занимательные
опыты и эксперименты для дошкольников»
Л.Н.Прохорова «Организация экспериментальной деятельности», Аркти 2004г.
Н.А.Рыжова «Маленький исследователь в детском саду»
А.И.Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в саду»
Дыбина О. В. Творим, изменяем, преобразуем: занятия с дошкольниками. М., 2002.
Дыбина О. В. Что было до…: Игры – путешествия в прошлое предметов. М.1999.
Т.А.Шорыгина «Беседы о воде» ТЦ Сфера Москва 2012г.
.Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой.
Природопользование в детском саду. – М.: Педагогическое общество России, 2003–8.
О.В.Дыбина, Н.Н.Поддъяков «Ребенок в мире поиска» Программа по организации
поисковой деятельности детей дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64с.
Г.П.Тугушева А.Е.Чистякова «Экспериментальная деятельность среднего и старшего
дошкольного возраста», 2007г.
Журнал «Дошкольное воспитание» № 3 2007 – «Развитие творческого потенциала в
процессе проблемного обучения».
Журнал «Дошкольное воспитание» № 3 2003г. - Т.А.Короткова «Познавательноисследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду»
Интернет – ресурсы


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».